Меню навигации+

Доклад судьи-секретаря Айдарбековой Ч.А. на круглом столе на тему: «Роль конституционного контроля в обеспечении верховенства права» (12 мая 2015 г., Бишкек)

Доклад судьи-секретаря Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики Айдарбековой Ч.А. на круглом столе на тему: «Роль конституционного контроля в обеспечении верховенства права»

12.мая 2015 года, Бишкек

 

Уважаемые участники круглого стола!

 

Сегодня, когда перед лицом глобальных угроз и вызовов многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке, от того, насколько своевременно и эффективно государственная власть находит и использует правовые способы воздействия на стремительно меняющиеся политические и экономические условия, зависит в итоге защищенность граждан, дальнейшее развитие и процветание государства.

Однако вне зависимости от политической составляющей, законодательное регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности в правовом регулировании и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм.

И, безусловно, незыблемыми должны оставаться конституционно закрепленные ценности, которые являются важнейшими составляющими основ конституционного строя страны – это и приоритет прав и свобод человека, и гражданина, верховенство права, правовое, демократическое, социальное государство и другие.

Воплощение этих ценностей, а также развивающих и конкретизирующих их предписаний Конституции в жизнь, обеспечивает режим конституционной законности, защита которой и составляет смысл деятельности Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики.

Решения Конституционной палаты, выявляющие в процессе конституционного судопроизводства дефекты правового регулирования и указывающие на возможные способы их устранения, окончательны, не подлежат обжалованию и являются общеобязательными, равно как и сформулированные в этих решениях правовые позиции – вне зависимости от того, изложены они в мотивировочной или резолютивной части.

Особой значимостью решений, принимаемых Конституционной палатой в рамках, предоставленных ей Конституцией исключительных полномочий по проверке конституционности нормативных правовых актов, предопределяется необходимость их неукоснительного исполнения органами государственной власти и должностными лицами, чем обеспечиваются требования единства конституционно-правового поля и недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

Акты Конституционной палаты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.

Установление Конституционной палатой неконституционности законов и иных нормативных правовых актов или их положений обязывает соответствующие государственные органы и должностных лиц привести в соответствие с Конституцией и актами Конституционной палаты, изданные ими нормативные правовые акты, основанные на них, за исключением судебных актов. До приведения их в соответствие или отмены непосредственно применяются Конституция, а также решения Конституционной палаты.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений Конституционной палаты, общеобязательность которых имеет конституционно-правовое основание, не только наносит ущерб интересам правосудия, но и подрывает у граждан доверие к судебной системе и в целом к государству, обязанному признавать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Вступление решения Конституционной палаты в силу означает, что с этого момента данному решению придается юридическая сила, превышающая юридическую силу нормативных правовых актов, являвшихся предметом проверки, в результате которой было принято данное решение, а осуществляемая в процессе конституционного судопроизводства интерпретация положений Конституции, на которых оно основано, по своей силе превышает любую ее интерпретацию любым другим органом, притом что пределы действия решения Конституционной палаты обусловлены целями обеспечения стабильности конкретных правоотношений.

Юридическим последствием решения Конституционной палаты, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы, является прекращение ее действия в неконституционном истолковании и, следовательно, утрата ею силы на будущее время в любом ином, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, допускавшемся ранее понимании. При этом решения Конституционной палаты являются официальным поводом для пересмотра дела ввиду новых обстоятельств в отношении тех лиц, которые выступали заявителями в рассмотревшем Конституционной палатой деле. Что же касается лиц, которые не являлись участниками конституционного судопроизводства, но в отношении которых также были применены нормативные положения, признанные неконституционными либо получившие в решении Конституционной палаты конституционно-правовое истолкование, отличное от придававшегося им сложившейся правоприменительной практикой, то такое решение Конституционной палаты также влечет пересмотр (изменение или отмену) основанного на данных нормативных положениях судебного акта.

Решения Конституционной палаты подлежат обязательному учету и исполнению в сфере правоприменительной деятельности, прежде всего –органов судебной власти. При этом в силу принципа непосредственного действия конституционно-судебных актов, которые не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, непосредственная правоприменительная реализации правовых позиций, выраженных в соответствующих решениях Конституционной палаты, возможна сразу после их вступления в силу независимо от наличия надлежащих законодательных изменений, осуществляемых в соответствии с предписаниями в адрес законодателя, которые включаются Конституционной палатой в резолютивную часть своих решений.

К тому же в таких случаях Конституционная палата во избежание возникновения пробела в праве, как правило, устанавливает временное регулирование до момента внесения в дисквалифицированный нормативный правовой акт надлежащих изменений.

С момента формирования и до конца 2014 года в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики поступило 338 обращений от граждан, юридических лиц и государственных органов Кыргызской Республики.

Большая доля обращений в адрес Конституционной палаты приходится на обращения граждан и юридических лиц (свыше 86%).

Так, для обращений 2013 года, характерна ситуация, когда наибольшее количество обращений на предмет определения конституционности оспариваемого нормативного правового акта поступили по Декретам Временного Правительства Кыргызской Республики в части обращения имущества в государственную собственность путем его национализации (6,38%), закону «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» (9,93%) и по пересмотру, отмене и признании неконституционными постановлений Верховного суда Кыргызской Республики и решений местных судов (14,18 %).

В 2014 году, из 108 обращений на предмет соответствия того или иного нормативного правового акта Конституции Кыргызской Республики наибольшее внимание заслужили:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики — 20 обращений (19%);
  • Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики — 10 обращений (9%);
  • Постановления Верховного суда Кыргызской Республики, в том числе судебные акты местных судов — 9 обращений (8%);
  • Гражданский кодекс Кыргызской Республики — 6 обращений (5,5%);
  • Уголовный кодекс Кыргызской Республики – 5 обращений (4,6%).

Из общего количества находившихся в производстве обращений, Конституционная палата в 2013 году рассмотрела 29 обращений, из них 24 обращения были соединены в 5 дел, всего по которым принято 10 решений и 12 постановлений.

В 2014 году судьями Конституционной палаты рассмотрено 42 обращения, вследствие соединения 13 обращений в 2 дела, всего вынесено 31 решение и 2 постановления Конституционной палаты.

В 2013 году из 140 рассмотренных обращений получили отказ в принятии к производству 68 обращений (48,57%), что было оформлено соответствующими определениями судебных коллегий.

В 2014 году ситуация аналогичная — из 140 обращений отказано в принятии к производству по 68 обращениям.

При этом наибольший процент отказов в принятии к производству приходится на обращения, поступившие от граждан Кыргызской Республики.

Статистика показывает, что основной причиной отказа принятия обращений к производству является несоответствие обращений требованиям, установленным конституционным Законом Кыргызской Республики «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики».

За 2013 и 2014 годы Конституционной палатой принято 41 решение. По состоянию на 1 мая 2015 года было принято 48 решения, из них:

— удовлетворены — 9 ходатайств;

— удовлетворены частично — 7 ходатайств;

— оставлены без удовлетворения — 32 ходатайств.

На данный момент из 16 решений, подлежащих исполнению, исполнены 3 решения, вынесенные в 2013 году, 1 решение, вынесенное в 2014 году. Остальные 12 решений находятся на стадии исполнения в виде создания рабочей группы, разработки законопроектов, рассмотрения законопроектов парламентом.

Конституционной палатой по вопросам исполнения решений обеспечивается взаимодействие с нормотворческими органами, которые сообщают об исполнении ими решений Конституционной палаты.

Меньше времени занимает исполнение решений Конституционной палаты, предметом которых были решения Правительства Кыргызской Республики, в связи с более оперативным порядком принятия решений Правительства. Таким за указанный выше период является 1 решение.

Проекты законов, разработанные в целях реализации решений Конституционной палаты, инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, принимаются быстрее, чем законопроекты, подготовленные Правительством Кыргызской Республики. Это связано с более сложной процедурой внесения законопроектов Правительством Кыргызской Республики в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Таковых за период деятельности Конституционной палаты 2 решения.

Решения, во исполнение которых, необходимо принятие актов, требующих дополнительного финансирования из государственного бюджета, исполняются медленнее.

Также, медленнее исполняются решения Конституционной палаты, затрагивающие уголовное судопроизводство, в связи с разработкой новой редакции Уголовно-процессуального кодекса.

Проблема исполнения решений конституционных судов имеет актуальное значение для многих стран, в том числе и Кыргызстана, в связи со становлением обновленного института конституционного контроля. В системе действующего законодательства Кыргызской Республики, отсутствует четко регламентированный механизм исполнения актов Конституционной палаты. Необходимость в существовании полноценного механизма исполнения таких судебных актов подтверждается с каждым принятым решением Конституционной палаты, признающей тот или иной нормативный правовой акт неконституционным.

Отсутствие регламентированного механизма исполнения судебных актов Конституционной палаты может повлечь за собой нарушение требований законности и привлечения к ответственности за подобное неисполнение.

Вместе с тем, с учетом сказанного следует подчеркнуть в целом некоторую позитивную динамику в вопросе исполнения решений Конституционной палаты законодательным органом, судами и иными органами. Этому способствовали значительная организационная работа, осуществляемая Конституционной палатой с государственными органами, общественными объединениями и иными юридическими лицами, со средствами массовой информации. Между тем, проблемы неисполнения (ненадлежащего исполнения) решений Конституционной палаты продолжают сохраняться как в сфере деятельности нормотворческих органов, так и в право применении.