Меню навигации+

Порядок обращения в Конституционный суд

Право на обращение в Конституционный суд о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов принадлежит:

1) физическому (физическим) или юридическому (юридическим) лицу, если оно считает, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией;

2) Президенту;

3) Жогорку Кенешу;

4) фракциям, депутатским группам Жогорку Кенеша;

5) Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров);

6) Верховному суду Кыргызской Республики (далее — Верховный суд);

7) органам местного самоуправления;

8) Генеральному прокурору Кыргызской Республики;

9) Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;

10) судье (судьям) Кыргызской Республики.

Видеоролик #

 

Правом на обращение об официальном толковании норм Конституции обладают Президент, Жогорку Кенеш, Кабинет Министров, Верховный суд.

Правом на обращение о даче заключения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров.

Правом на обращение о разрешении спора о компетенции между ветвями государственной власти обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Верховный суд, органы местного самоуправления. Они могут вносить представления только в части, касающейся их компетенции.

Правом на обращение о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Омбудсмен (Акыйкатчы).

Правом на обращение о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Генеральный прокурор.

 

Обращение в Конституционный суд подается в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

Обращения, а также прилагаемые к ним материалы представляются на государственном или официальном языке.

В обращении должны быть указаны:

1) наименование Конституционного суда;

2) наименование, адрес и иные необходимые данные, касающиеся обращающегося;

3) наименование, адрес и иные данные о представителе обращающегося и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности;

4) наименование, адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего нормативный правовой акт, конституционность которого подлежит проверке;

5) нормы Конституции и конституционного Закона, дающие право на обращение в Конституционный суд;

6) обстоятельства, на которых сторона основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные стороной факты;

7) точное наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты оспариваемого нормативного акта;

8) конкретные, указанные в конституционном Законе, основания к рассмотрению обращения;

9) позиция обращающегося по поставленному им вопросу и его правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции;

10) требование, обращенное в связи с представлением, ходатайством, запросом к Конституционному суду;

11) перечень прилагаемых документов:

а) копия текста нормативного правового акта, конституционность которого в целом или в отдельной части оспаривается обращающейся стороной;

б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.

В случае необходимости к обращению могут быть приложены список лиц, подлежащих вызову на заседание Конституционного суда, их адреса, а также другие документы и материалы.

Обращения, поступающие в Конституционный суд, подлежат обязательной регистрации в день их поступления.

Поступившее обращение председателем Конституционного суда передается коллегии из трех судей Конституционного суда для решения в течение тридцати дней с момента регистрации вопроса о принятии обращения к производству.

 

Коллегия отказывает в принятии обращения к производству:

1) если обращение по форме и содержанию не соответствует требованиям конституционного Закона;

2) если обращение исходит от ненадлежащего органа или лица (субъекта);

3) если обращение подано представителем стороны, не имеющим полномочий на ведение дела в Конституционном суде, либо представителем является лицо, не предусмотренное конституционным Законом;

4) если заявленное в обращении требование неподведомственно Конституционному суду;

5) если конституционность указанного в обращении вопроса ранее проверялась и имеется акт, сохраняющий свою силу;

6) если в повторном обращении отсутствуют новые аргументы и доводы, касающиеся оспариваемого нормативного правового акта.

Отмена или утрата силы акта, конституционность которого оспаривается, влечет за собой отказ в принятии обращения к производству Конституционного суда.

Определение об отказе в принятии обращения к производству либо о его принятии может быть обжаловано сторонами в Конституционный суд в течение трех месяцев.

Скачать образец ходатайства