По представлению парламентской фракции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Бутун Кыргызстан»
Определением коллегии судей от 14 февраля 2023 года к производству принято представление парламентской фракции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Бутун Кыргызстан» о проверке конституционности указов Президента Кыргызской Республики «О созыве Народного курултая» от 15 августа 2022 года УП №284 и «О внесении изменений в некоторые решения Президента Кыргызской Республики по вопросам проведения Народного Курултая» от 28 сентября 2022 года УП №328.
Позиция субъекта обращения
В соответствии с частью 4 статьи 4 Конституции государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия, разграничения полномочий и функций государственных органов. Частью 2 статьи 7 установлено, что организация и порядок деятельности Народного Курултая определяются Конституцией и конституционным законом.
По мнению субъекта обращения, без действующего механизма разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов невозможно функционирование правового государства и законов. Препятствием для возникновения любой неограниченной власти, не связанной законом и конституционными принципами, служит распределение власти между государственными органами таким образом, чтобы ни одна из из них не обладала властью в полном объеме.
Вопреки тому, что организация и порядок деятельности Народного Курултая определяются Конституцией, легитимация которого должна быть обеспечена посредством принятия конституционного закона, Указом Президента было утверждено Временное положение о Народном Курултае. В соответствии с указанным положением в городе Бишкек 26 ноября 2022 года был проведен первый Народный Курултай с участием 1072 делегатов.
Парламентская фракция «Бутун Кыргызстан» считает, что незаконный созыв Народного Курултая, утверждение порядка его организации и деятельности оспариваемым Указом Президента, принятие резолюции чревато негативными последствиями. В свою очередь, этим нивелируется значимость общественно-представительного органа, призванного обеспечить участие всех граждан в обсуждении и принятии решений, имеющих общегосударственное значение.
С учетом изложенного, субъект обращения просит признать оспариваемые указы Президента Кыргызской Республики противоречащими Конституции.