Меню навигации+

Доклад судьи Конституционной палаты ВС КР Осконбаева Э. Ж. на тему: «История становления института конституционного контроля в Кыргызской Республике»

Конституционное правосудие является относительно новым для Кыргызстана правовым институтом, предназначение которого состоит в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции Кыргызской Республики, защите прав и свобод личности. Первостепенной особенностью конституционного правосудия является его функция по разрешению исключительно вопросов права.

 

Это единственный вид правосудия, оценивающий нормативные правовые акты с позиции соответствия их Конституции.

 

Первые шаги к созданию институционального механизма по защите Конституции были сделаны в годы перестройки, еще до распада СССР и обретения Кыргызстаном независимости. Впервые орган конституционного надзора — Комитет конституционного надзора Киргизской ССР был учрежден 23 сентября 1989 года.

 

24 октября 1990 года, с учреждением поста и избранием первого Президента Киргизской ССР, внесением изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Киргизской ССР, существенно изменяется система органов государственной власти и управления. Так, Комитет конституционного надзора был упразднен, и Кыргызстан, одной из первых республик, входивших в состав СССР, 14 декабря 1990 года образовал высший судебный орган по конституционному контролю — Конституционный суд Киргизской ССР.

 

Отсчет истории конституционного правосудия в Кыргызстане начинается именно с этого дня. Образование Конституционного суда как особого судебного органа с возложением на него функций конституционного контроля свидетельствовало о стремлении Кыргызстана к созданию основ демократического правового государства.

 

Состав Конституционного суда избирался Верховным Советом Киргизской ССР по представлению Президента Киргизской ССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области права в количестве девяти членов, включая председателя и двух его заместителей. Организация, компетенция и порядок деятельности Конституционного суда определялись Конституцией и законом «О Конституционном суде Киргизской ССР».

 

После обретения Кыргызстаном независимости первая Конституция независимого Кыргызстана 5 мая 1993 года по-новому определила место и роль судебной системы в целом и Конституционного суда, а также заложила основы судебно-правовой реформы в стране.

 

Конституционный суд Кыргызской Республики состоял из девяти судей, кандидатуры которых представлялись Президентом Кыргызской Республики и избирались Жогорку Кенешем Кыргызской Республики уже сроком на 15 лет.

 

Свое первое решение Конституционный суд Кыргызской Республики принял 9 ноября 1995 года, дав положительное заключение к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики», внесенному Президентом.

 

В последующем, на протяжении пятнадцати лет в Конституцию Кыргызской Республики вносились изменения, направленные на усиление полномочий Президента. Эти процессы стали одной из главных причин социального напряжения в обществе и привели к выступлениям оппозиционных сил, которые в марте 2005 года вылились в акт всенародного возмущения, приведшие к свержению первого Президента Кыргызской Республики. Начался процесс конституционной реформы.

 

14 сентября 2007 года Конституционный суд Кыргызской Республики признал неконституционной главу 16-1 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и отменил принятые Жогорку Кенешем, на основании обновленного Регламента, законы «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». Эти события привели к длительному противостоянию между Жогорку Кенешем и Конституционным судом.

 

Тем временем, 19 сентября 2007 года Указом Президента был назначен референдум по вопросу принятия закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики». 21 октября 2007 года по результатам референдума был принят проект новой редакции Конституции, предложенный Президентом. 22 октября 2007 года своим Указом Президент Кыргызской Республики распускает Жогорку Кенеш. Формальным основанием к такому политическому акту послужил затянувшийся конфликт между Жогорку Кенешем и Конституционным судом.

 

7 апреля 2010 года, на фоне вспыхнувших народных волнений и смены власти, в связи с политической нестабильностью и бурными преобразованиями в республике, оппозиционные силы сформировали Временное Правительство и Декретом № 1 наделили его функциями высшего законодательного и исполнительного органа государственной власти.

 

Второй Декрет Временного Правительства посвящен исторической и политической оценке деятельности Конституционного суда Кыргызской Республики с момента его образования. В целях исключения попыток использования Конституционного суда Кыргызской Республики для дестабилизации обстановки Временное Правительство Кыргызской Республики Декретом № 2 от 7 апреля 2010 года расформировывает Конституционный суд Кыргызской Республики до особого решения Временного Правительства Кыргызской Республики. Конституционный суд как высший судебный орган по защите Конституции прекратил свое существование.

 

Как Вам известно, 27 июня 2010 года состоялся референдум (всенародное голосование) и принята новая Конституция, в соответствии с которой впредь конституционный контроль возлагается на совершенно новый орган – Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики, являющийся институционально и организационно самостоятельным высшим судебным органом. Это событие стало важнейшим этапом конституционного развития современного Кыргызстана и становления демократии.

 

В настоящее время трудно представить себе демократическое государство, в котором отсутствовал бы конституционный контроль, поскольку одним из основных принципов правового государства является верховенство Конституции, ее непосредственное и прямое действие. В обеспечение этого принципа в нашей стране важная роль отведена Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики, перед которой стоят важные задачи обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения принципа разделения властей и обеспечения конституционного механизма сдержек и противовесов.

 

На сегодняшний день, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства. По сравнению с предыдущим органом конституционного контроля, полномочия Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики существенно урезаны, но основная функция по осуществлению конституционного правосудия, за нею сохранена. Наряду с полномочием по признанию неконституционными законов и иных нормативных правовых актов в случае их противоречия Конституции, Конституционная палата также дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика; и дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.

 

Основополагающей целью Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики является защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

 

В современный период развития, правовой системе Кыргызской Республики характерен новый этап развития конституционного правосудия, связанного с совершенствованием механизмов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, Конституцией заложен абстрактный конституционный контроль, согласно которому каждый вправе оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией.

 

Бесспорно, данный вид контроля предоставило большему числу граждан страны возможность защитить свои права посредством конституционного правосудия. С момента формирования Конституционной палаты, за два с лишним года, принято более 50 решений.

 

И сегодня перед Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики стоят важные задачи системного обеспечения верховенства закона, конституционализации общества, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.