Порядок обращения в Конституционный суд
Право на обращение в Конституционный суд о признании неконституционными законов и иных нормативных правовых актов принадлежит:
1) физическому (физическим) или юридическому (юридическим) лицу, если оно считает, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией;
2) Президенту;
3) Жогорку Кенешу;
4) фракциям, депутатским группам Жогорку Кенеша;
5) Кабинету Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров);
6) Верховному суду Кыргызской Республики (далее — Верховный суд);
7) органам местного самоуправления;
8) Генеральному прокурору Кыргызской Республики;
9) Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики;
10) судье (судьям) Кыргызской Республики.
Правом на обращение об официальном толковании норм Конституции обладают Президент, Жогорку Кенеш, Кабинет Министров, Верховный суд.
Правом на обращение о даче заключения о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров.
Правом на обращение о разрешении спора о компетенции между ветвями государственной власти обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Верховный суд, органы местного самоуправления. Они могут вносить представления только в части, касающейся их компетенции.
Правом на обращение о даче заключения к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Омбудсмен (Акыйкатчы).
Правом на обращение о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента обладают Президент, Жогорку Кенеш, фракции, депутатские группы Жогорку Кенеша, Кабинет Министров, Генеральный прокурор.
Обращение в Конституционный суд подается в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
Обращения, а также прилагаемые к ним материалы представляются на государственном или официальном языке.
В обращении должны быть указаны:
1) наименование Конституционного суда;
2) наименование, адрес и иные необходимые данные, касающиеся обращающегося;
3) наименование, адрес и иные данные о представителе обращающегося и его полномочиях, кроме случаев представительства по должности;
4) наименование, адрес государственного органа, должностного лица, подписавшего или издавшего нормативный правовой акт, конституционность которого подлежит проверке;
5) нормы Конституции и конституционного Закона, дающие право на обращение в Конституционный суд;
6) обстоятельства, на которых сторона основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные стороной факты;
7) точное наименование, номер, дата принятия, источники опубликования и иные реквизиты оспариваемого нормативного акта;
8) конкретные, указанные в конституционном Законе, основания к рассмотрению обращения;
9) позиция обращающегося по поставленному им вопросу и его правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции;
10) требование, обращенное в связи с представлением, ходатайством, запросом к Конституционному суду;
11) перечень прилагаемых документов:
а) копия текста нормативного правового акта, конституционность которого в целом или в отдельной части оспаривается обращающейся стороной;
б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, кроме случаев, когда представительство будет осуществляться по должности.
В случае необходимости к обращению могут быть приложены список лиц, подлежащих вызову на заседание Конституционного суда, их адреса, а также другие документы и материалы.
Обращения, поступающие в Конституционный суд, подлежат обязательной регистрации в день их поступления.
Поступившее обращение председателем Конституционного суда передается коллегии из трех судей Конституционного суда для решения в течение тридцати дней с момента регистрации вопроса о принятии обращения к производству.
Коллегия отказывает в принятии обращения к производству:
1) если обращение по форме и содержанию не соответствует требованиям конституционного Закона;
2) если обращение исходит от ненадлежащего органа или лица (субъекта);
3) если обращение подано представителем стороны, не имеющим полномочий на ведение дела в Конституционном суде, либо представителем является лицо, не предусмотренное конституционным Законом;
4) если заявленное в обращении требование неподведомственно Конституционному суду;
5) если конституционность указанного в обращении вопроса ранее проверялась и имеется акт, сохраняющий свою силу;
6) если в повторном обращении отсутствуют новые аргументы и доводы, касающиеся оспариваемого нормативного правового акта.
Отмена или утрата силы акта, конституционность которого оспаривается, влечет за собой отказ в принятии обращения к производству Конституционного суда.
Определение об отказе в принятии обращения к производству либо о его принятии может быть обжаловано сторонами в Конституционный суд в течение трех месяцев.
Скачать образец ходатайства