Представители конституционных судов ближнего и дальнего зарубежья обсудили вопросы о месте и значении органа конституционного контроля в системе сдержек и противовесов
В Кыргызстане 10 июня завершила свою работу международная конференция на тему «Место и значение органа конституционного контроля в эффективном функционировании системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти» организованная Конституционной палатой Верховного суда КР при поддержке проекта ПРООН в Кыргызстане.
В Кыргызстан для участия в конференции приехали председатели и судьи конституционных судов Таиланда, Болгарии, Латвии, Азербайджана, Турции, Российской Федерации, Кореи, Литвы, Армении, Хорватии, Румынии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Индонезии, Монголии, а также эксперты Венецианской Комиссии Совета Европы.
Основной целью конференции являлся обмен опытом и мнениями о практике и тенденциях развития конституционного контроля в системе сдержек и противовесов.
«Основная роль Конституционной палаты в укреплении системы сдержек и противовесов заключается в строгом соблюдении конституционных принципов, и в случае злоупотребления одной из ветвей власти и превышением полномочий, задача органа конституционного контроля состоит в требовании соблюдения положений Конституции и не превышении рамок компетенции» — сказал председатель Конституционной палаты Верховного суда КР Мукамбет Касымалиев в своем выступлении.
В рамках работы конференции международные участники выступили с тематическими докладами.
«Ключевым моментом, определяющим уникальную роль конституционного суда в процессе балансирования государственной власти, является функция осуществлять в государстве конституционный контроль — оценить действия органа власти либо издаваемые им акты обязательного значения на предмет их соответствия конституции и вынести соответствующий вердикт. И если относительно действия или акта субъекта власти выносится вердикт об их неконституционности, это есть заключение об их ничтожности, их нулевом правовом и социальном значении» — отметил Сергий Сас, судья Конституционного суда Украины.
Председатель Конституционного суда Азербайджана Фархад Абдуллаев, рассказывая о роли конституционной юстиции в защите ценностей верховенства закона, обозначил важность органов конституционного контроля в системе охраны и защиты Конституции, где конституционный суд, который решает исключительно вопросы права стоит вне политики и не является субъектом политических отношений.
«Орган конституционного контроля является, без сомнения, центральным органом в судебной системе государств. Это означает, что серьезные фрагменты реформирования конституционного суда воспринимаются и в различных формах воспроизводятся другими ветвями судебной власти данного государства» — сказал судья Конституционного суда РФ Михаил Клеандров в своем выступлении.
В свою очередь член Венецианской комиссии Совета Европы Владимир Гросу отметил, что конституционная юстиция – незаменимый элемент в поддержании в рабочем состоянии системы сдержек и противовесов в конституционной демократии и когда другие государственные органы допускают публичные нападки на органы конституционного контроля, независимость, объективность и нейтралитет данного института находится под угрозой. «Если властные органы публично выражают свое несогласие с решениями органов конституционного контроля, они должны ясно дать понять, что решение судов будет исполнены, несмотря на их несогласие. Венецианская комиссия осуждает подобные практики, которые не соответствуют принципам верховенства права и разделения властей» — добавил он.
В ходе мероприятия также прозвучали выступления депутатов Жогорку Кенеша КР, экспертов и представителей научных кругов.
Подведя итоги конференции, Мукамбет Касымалиев выразил благодарность участникам конференции за участие, докладчикам за выступления, а все участники единогласно отметили высокий уровень организации и актуальность темы конференции, и особое место органов конституционного контроля в системе сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, без которого невозможно построение правового и демократического государства.