Анализ обращений в Конституционную палату ВС КР
В соответствии со ст. 97 (ч.6) Конституции КР и ст. 4 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР» за новым органом конституционного правосудия предусмотрены следующие полномочия:
1) признание неконституционными законов и иных нормативных правовых актов (далее НПА) в случае их противоречия Конституции;
2) дача заключения о конституционности не вступивших в силу для КР международных договоров;
3) дача заключения к проекту закона об изменениях в Конституцию.
При этом, необходимо отметить, что круг субъектов, имеющих право на обращение, по сравнению с утратившим силу законами: «О конституционном судопроизводстве КР» 1993 г. — увеличился, «О конституционном судопроизводстве КР» 2009 г. – уменьшился и видоизменился.
В соответствии со ст. 20 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР», право на обращение в Конституционную палату принадлежит:
1) физическому (физическим) или юридическому (юридическим) лицу, если оно считает, что законами и иными нормативными правовыми актами нарушаются его права и свободы, признаваемые Конституцией;
2) Жогорку Кенешу;
3) фракции (фракциям) Жогорку Кенеша;
4) Президенту;
5) Правительству;
6) Премьер-министру;
7) судье (судьям) Кыргызской Республики;
8) органам местного самоуправления;
9) Генеральному прокурору;
10) Акыйкатчы (Омбудсмену).
За 2013 г. поступило в КП 194 обращений, за 2014 г. – 108. С начала деятельности КП было вынесено всего 41 решений, из которых по 10 делам удовлетворены обращения, что составляет 24% от всех вынесенных решений.
Основной массив обращений в адрес КП за 2013 год поступил от физических и юридических лиц – 87,24 % (ходатайства). Другие субъекты: судьи — 11,34 % (запросы), государственные органы – 1,42 % (представления). Статистика показывает, что 51,06 % из всех поступивших обращений получили отказ в принятии к производству. При этом, наибольший процент отказов в принятии к производству приходится на обращения, поступившие от граждан КР. Жалобы на отказ в принятии к производству поступили примерно в каждом третьем случае (8,4% отказанных случаев были обжалованы). Часть обращений была отозвана заявителями.
Картина за 2014 г. показывает незначительные изменения: львиную долю обращений продолжают составлять обращения от физических и юридических лиц – 92,6%; снижение имеют запросы от судей – 3,7%; государственные органы – 3,7%.
Статистика показывает, что основной причиной отказа в принятии обращений к производству является несоответствие обращений требованиям, установленным статьями 24 и 25 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР» об основаниях к рассмотрению дела и общих требованиях к обращению.
Так, в соответствии со статьей 24 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР» основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, не вступивший в силу для КР международный договор или проект закона об изменениях в Конституцию.
Статья 25 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР» устанавливает перечень требований к обращению, среди которых, для целей данного анализа, можно отметить следующее. В обращении должны быть указаны обстоятельства, на которых сторона основывает свое требование; доказательства, подтверждающие изложенные стороной факты, а также позиция обращающегося по поставленному им вопросу и его правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. В предварительном порядке и в случаях, когда обращения не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями КП, аппарат Конституционной палаты рассматривает обращения в адрес Конституционной палаты (п.3 ч.3 ст.55 КЗ «О Конституционной палате Верховного суда КР»).
По итогам 2013 г. Аппарат Конституционной палаты рассмотрел и дал разъяснения по 37 обращениям.
Вышеприведенный анализ статданных позволил выявить, что большинство отказных материалов составляют отказы по обращениям граждан за 2013 год — 51,06%, за 2014 год — 59%. Сложившуюся ситуацию можно объяснять, конечно, различными причинами, — как отсутствием доступной информации о правилах обращения в КП, так и специфичностью самого конституционного судопроизводства, которое предполагает направление обращения на нарушение конституционных прав и свобод.
Кроме того, полагаем, что причиной является и чрезмерный формализм при принятии конкретных обращений КП как аппаратом, так и коллегией судей. В настоящее время, в сложившихся обстоятельствах, думается, что КП следует быть несколько гибкой при работе с обращениями, поскольку такое количество отказов в принятии к производству КП обращений снизит мотивацию граждан обращаться в Конституционную палату.
Институт общественного анализа
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Источник: http://koom.kg/view_material.php?id=3004