Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о проверке конституционности статьи 62 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (в редакции от 2 февраля 2017 года), статьи 73 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (в редакции от 1 октября 1997 года) в связи с обращениями судей Первомайского районного суда города Бишкек Уметалиевой Ч.А. и Таш-Кумырского городского суда Джалал-Абадской области Аскарбекова А.А.

21 июня 2024 года, Конституционный суд рассмотрев дело о проверке конституционности вышеуказанных статей Уголовного кодекса Кыргызской Республики принял Решение, где признал указанные положения не подлежащими применению в силу правовых позиций, изложенных в мотивировочной части данного Решения.
 

Статья 62 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (в редакции от 2 февраля 2017 года) предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, а статья 73 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (в редакции от 1 октября 1997 года) — освобождение от наказания вследствие истечения срока давности исполнения обвинительного приговора. Судьи, обратившиеся в Конституционный суд в связи с рассмотрением конкретных дел, поставили перед органом конституционного контроля правовой вопрос о применимости указанных статей Уголовного кодекса в контексте конституционного принципа применения обратной силы закона.
 

В своем Решении Конституционный суд обозначил, что институт придания обратной силы закону имеет важное значение при применении права к длящимся отношениям. Установление правил его применения путем распространения новой нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения в действие (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утратившей силу нормы (ультраактивность) относится к дискреции законодателя. Соответственно, правовое регулирование в силу конституционных принципов правового государства, должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений.

 

Институт сроков давности – это, прежде всего, проявление снисхождения со стороны государства. Меняя правила применения института срока давности, государство исходит из конкретного состояния общества на тот или иной период его развития, учитывая состояние правосознания и правопорядка, уровень преступности и другие актуальные вызовы. Однако это не предполагает создание почвы для злоупотребления правонарушителями своими процессуальными правами и использования данного правового инструмента в своих интересах.
 

В этой связи, институт сроков давности не может рассматриваться как смягчающий уголовно-правовые последствия противоправных деяний, соответственно, он не подпадает под правила, предусмотренные частью 1 статьи 60 Конституции, поскольку не затрагивает вопросы уменьшения срока наказания за конкретное преступное деяние, изменение его квалификации на менее тяжкое и не приводит к смягчению ответственности или же полную отмену уголовной ответственности (декриминализации).

 

Исходя из конституционно-правового смысла части 5 статьи 6, части 1 статьи 60 Основного Закона, институт сроков давности функционирует лишь в соответствии с действующими правилами уголовного закона на момент их применения. Правильное применение данного института позволит адекватно реагировать на изменения в обществе, поддерживать законность и правопорядок.