Пресс-релиз по делу о проверке конституционности пунктов 10-13 Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет, утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204
28 февраля 2024 года Конституционный суд Кыргызской Республики рассмотрел дело о проверке конституционности пунктов 10-13 Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет, утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204 и признал их не противоречащими Конституции.
Заявитель, в своем обращении указал, что согласно оспариваемым нормам вышеуказанного Порядка, каждому, кто считает, что в отношении него была распространена недостоверная (ложная) информация, порочащая его честь, достоинство и деловую репутацию дается исключительная возможность защищать свои права, в том числе обжаловать принятое уполномоченным государственным органом в сфере информации решение в порядке, установленном Законом «Об основах административной деятельности и административных процедурах». При этом, другой заинтересованной стороне – владельцу сайта или страницы сайта, данное право не предоставлено.
Орган конституционного контроля в своем Решении отметил, что оспариваемый Порядок определяет процедуры действий уполномоченного государственного органа, которые включают принятия решений как удаление недостоверной (ложной) информации с установлением срока, так и обоснованного отказа в принятии заявления о её удалении.
Конституционный суд считает, что установление правового регулирования, при котором права гражданина, чьи честь и достоинство были нарушены, имеют преимущественное значение над интересами владельца сайта или веб-страницы, соответствует нормам и духу Конституции. То есть, человеческое достоинство, обладая абсолютным и неприкосновенным характером, стоит выше других конституционных гарантий, включая свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, что делает недопустимыми любые их умаления в процессе реализации иных прав (часть 1 статьи 29 Конституции).
В данном случае владелец сайта или страницы в сети Интернет выступает как правонарушитель, который должен принять необходимые меры по восстановлению достоинства личности в любых обстоятельствах и оперативном порядке. Таким образом, эти действия, по сути, являются исполнением конституционной обязанности государства и не могут рассматриваться как чрезмерное обременение или несоразмерное ограничение прав владельцев сайта или страниц в сети Интернет, а также как нарушение положений части 3 статьи 23 Конституции.
Кроме того, Конституционный суд также отмечает, что ни одна из сторон не лишается права на справедливую досудебную и судебную защиту в случае возможности удаления или отказа в удалении недостоверной (ложной) информации, а также при приостановлении работы сайта или страницы сайта из-за распространения такой информации в интернете.
Это подчеркивает ответственность государства за поддержание законности и справедливости в цифровом пространстве, а также за обеспечение безопасности и защиты прав граждан в условиях широкого доступа к информации.