О проверке конституционности нормативного положения части 2 статьи 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
23 сентября Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики, рассмотрев дело о проверке конституционности нормативного положения части 2 статьи 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», выраженного словами «и прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном законодательством» приняла решение о признании его, не противоречащим Конституции.
Так, в Конституционную палату с ходатайством обратились граждане Осмоналиева А.М., Осмонбаев Б.К., Суталинова Г.А. о признании вышеуказанной оспариваемой нормы неконституционной, считая, что включение в список избирателей только граждан сдавших биометрические данные, необоснованное ограничение активное избирательное право граждан, гарантированное Конституцией.
Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, а также выслушав пояснения иных лиц (представителей ЦИК и ГРС) пришла к следующим выводам.
Выборы, как высшая форма проявления демократии, представляют собой важнейшую составляющую механизма осуществления государственной власти. Составление списков избирателей является составной частью механизма проведения выборов и обеспечения их справедливости и честности.
В мировой практике существует два подхода в составлении списков избирателей: заявительный и императивный подходы. В соответствии с заявительным подходом гражданин должен сам заботиться о своём включении в списки избирателей и регистрироваться в компетентных органах. Императивный подход подразумевает, что данные об избирателе автоматически включаются в соответствующие списки при достижении им необходимого возраста, а ответственность за это возлагается на уполномоченный орган.
Действовавший на предыдущих выборах императивный подход в составлении списков избирателей, когда составление таких списков возлагалось на Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, имел определенные недостатки. В частности, этот подход не обеспечивал в полной мере достоверность списков избирателей в виду неэффективности механизмов сбора информации о всех лицах достигших избирательного возраста, выявления и исключения из списков избирателей умерших и повторного ввода одних и тех же избирателей по разным избирательным участкам, а также отслеживающих перемещение избирателей как внутри страны, так и за его пределами. Вышеперечисленные недостатки ранее действовавшего подхода в составлении списков избирателей в той или иной мере вызывали у участников выборных процессов сомнения в точности количества избирателей, которые имели системный характер.
В обзоре избирательного законодательства и практики государств участников ОБСЕ от 15 октября 2013 года, подготовленном Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, относительно Кыргызстана было отмечено «отсутствие прозрачных и официальных правил по управлению системой регистрации избирателей в Кыргызстане, что создает потенциальные риски манипуляции списками избирателей». В связи с этим законодатель в конституционном Законе «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» ввел новый порядок составления списков избирателей, сочетающий в себе как заявительный, так и императивный подходы, направленный на исключение возможности двойного или множественного ввода в списки избирателей одного и того же лица, предусмотрел механизм отслеживания избирателей в связи с изменением места их жительства на основе Единого государственного реестра населения и возложил эту работу на уполномоченный государственный орган в сфере регистрации населения.
Новый подход в составлении списков избирателей, предусмотренный статьей 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» для участия в предстоящих парламентских выборах требует от избирателей активных действий, связанных со сдачей биометрических данных в уполномоченном государственном органе, в ходе которого вместе с биометрическими данными, согласно Закону «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики», осуществляется сбор и персональных данных. В последующем гражданин сдавший биометрические данные включается в списки избирателей автоматически без совершения каких-либо дополнительных действий. Такой подход законодателя в составлении списков избирателей означает, что, избиратель, обладающий активным избирательным правом и сдавший биометрические данные, включенный в Единый государственный реестр населения, освобождается в последующем от дальнейшего подтверждения своего намерения участвовать в выборном процессе.
Требование об обязательности биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики для составления актуализированного списка избирателей при рассмотрении обращений о конституционности отдельных нормативных положений Закона «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики» решением Конституционной палаты от 14 сентября 2015 года было признано не противоречащим Конституции.
Следует отметить, что положение конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» о включении в списки избирателей граждан Кыргызской Республики прошедших биометрическую регистрацию (часть 2 статьи 14) обусловлено не только необходимостью составления актуализированного списка избирателей, но и последующей идентификацией избирателя по его биометрическим и персональным данным. Согласно части 2 статьи 31 указанного конституционного Закона выдача избирательного бюллетеня производится после идентификации избирателя по биометрическим и персональным данным.
Именно в связи с этим законодатель, раскрывая понятие всеобщности избирательного права в части 5 статьи 3 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», указал, что граждане реализуют свои права избирать и быть избранными при соблюдении требований, установленных данным конституционным Законом.
Таким образом, оспариваемую норму конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» о включении в списки избирателей граждан Кыргызской Республики, обладающих на день голосования активным избирательным правом и прошедших биометрическую регистрацию следует рассматривать как требование к избирателю, необходимое для реализации им активного избирательного права, не нарушающего при этом принципов всеобщности, равности избирательного права, право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленного в части 4 статьи 2, пункте 2 части 1 статьи 52 Конституции.
Соответственно реализация активного избирательного права не ограничивается, а обуславливается совершением определенных действий со стороны избирателей для включения их в списки избирателей. Тем более данное требование не может рассматриваться как дискриминация, поскольку отсутствует различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.
При этом каждый гражданин, достигший избирательного возраста в соответствии со статьей 15 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» вправе ознакомиться со списком избирателей и в случае обнаружения отсутствия его в списке избирателей, о любой ошибке или неточности в нем вправе обратиться не позднее 15 календарных дней до дня голосования в соответствующую участковую избирательную комиссию с заявлением, приложив копии подтверждающих их документов. В случае отсутствия биометрических данных у избирателя избиратель направляется в уполномоченный государственный орган для прохождения биометрической регистрации. Таким образом, законодатель предусмотрел возможность получения и уточнения информации об избирателе.
Предпринятые законодателем новеллы в конституционном Законе «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в составлении списков избирателей, порядке получения бюллетеня для голосования, где используется технология идентификации с применением биометрических данных, направлены на проведение честных, свободных и прозрачных выборов, исключающих возможность фальсификации их результатов, и соотносятся с положениями Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.» (пункт 3 статьи 21).
В решении Конституционной палаты от 14 сентября 2015 года указано, что «Выборы как основа конституционного строя в сфере организации и функционирования государственной власти являются объектом национальной безопасности. Периодическое проведение выборов представительных органов выступает гарантом своевременного воспроизводства институтов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивает стабильность конституционного строя. Выборы служат индикатором доверия народа к власти и важнейшим способом ее легитимации. В то же время, в силу социально–политической значимости выборов, они могут стать объектом противоправных устремлений различных групп и отдельных лиц, направленных на фальсификацию результатов выборов, посредством манипуляции с голосами избирателей, что может, как показывает новейшая история страны, привести к различным социально-политическим потрясениям, способным нанести ущерб национальной безопасности Кыргызской Республики. Поэтому государство вправе разрабатывать и использовать различные инструменты обеспечения прозрачности, честности и справедливости проводимых выборов. Одним из таких инструментов может являться использование новых технологий в составлении актуализированного списка избирателей.».
Закрепление в законе соответствующих механизмов, средств и методов, выработка избирательных процедур должны осуществляться с учетом исторических, социально-политических условий, складывающихся на том или ином этапе развития страны. Поэтому определенные детали избирательных процедур, неприемлемые в одних условиях, могут быть допустимыми и эффективными в других условиях.
В связи с изложенным, оспариваемое заявителями нормативное положение статьи 14 конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» не посягает на само существо активного избирательного права граждан и не приводит к утрате его реального содержания. Избиратель должен осмысленно принимать решение о своем участии или неучастии в тех или иных выборах и делать свой выбор, понимая, что от его голоса вместе с голосами других избирателей зависит выбор дальнейшего пути развития не только общества и государства в целом, но и его личной жизни. Именно в силу этого, каждый избиратель должен проявить гражданскую ответственность, как на стадии составления списков избирателей, так и в процессе голосования.
По данному делу имеется особое мнение судьи Осконбаева Э.Ж.
Председательствовал в процессе КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович
Судья-докладчик МАМЫРОВ Эркинбек Тобокелович