О проверке конституционности статьи 4 ЗКР «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты КР» от 3 августа 2013 года № 182 («О прокуратуре КР»)
18 февраля 2015 года Конституционная палата приняла решение о не противоречии части 1 статьи 20 Конституции пункта 8 части 3 статьи 45 Закона «О прокуратуре КР», предусматривающего запрет на прохождение службы в органах прокуратуры лицам, не прошедшим военную службу либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную службу по основаниям, вытекающим из семейного положения. Данный пункт был внесен в вышеуказанный закон в качестве дополнения статьей 4 Закона «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты КР» от 3 августа 2013 года № 182.
Согласно ходатайству гражданина Сарбагишева Д. А. призывная комиссия в 2009 году признала его негодным к прохождению военной службы согласно диагнозу «миопия средней степени». В 2010 году заявитель перенес операцию - зрение было восстановлено, а в 2012 году он вновь прошел призывную комиссию, где его признали годным к альтернативной службе по состоянию здоровья. В 2013 году Законом «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты КР» часть 3 статьи 45 Закона «О прокуратуре КР» дополнена оспариваемым 8 пунктом.
По мнению заявителя, поскольку он прошел альтернативную службу не по основаниям, вытекающим из семейного положения, а по состоянию здоровья, он не может участвовать в конкурсе для приема на работу в органы и учреждения прокуратуры.
Конституционная палата, обсудив доводы сторон, объяснения иных лиц и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Кыргызская Республика является правовым государством, провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и предоставляет их на основе равенства всех перед законом и судом. Права и свободы человека могут ограничиваться в конституционно значимых целях, в порядке, определяемом законом, допускаемые ограничения не должны рассматриваться как отмена или умаление прав.
Конституционный принцип равенства и не дискриминации в сфере государственной службы гарантирует гражданам равные права и равные возможности при поступлении на государственную службу, продвижении в должности в порядке, предусмотренном законом.
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Однако это не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана предоставить ему запрашиваемую должность.
Служба в органах прокуратуры является специальным видом государственной службы, обусловленной особой процедурой поступления, прохождения и прекращения такой службы, связанной с осуществлением возложенных на нее функций и задач, предусмотренных Конституцией и Законом «О прокуратуре КР», и не идентична государственной службе, имеющей место в иных государственных органах.
С учетом специфики службы в органах прокуратуры, законодатель вправе устанавливать особые требования к лицам, претендующим на должности прокурорских работников. Однако, законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно значимыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.
Согласно Конституции защита Отечества - священный долг и обязанность граждан. Основания и порядок освобождения граждан отнесения воинской службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются Законом «О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной службах».
Исполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву или альтернативной службы уже само по себе характеризует его как лицо, способное к ответственному и добросовестному осуществлению профессиональной деятельности и может рассматриваться как особое репутационное требование, которое государство вправе предъявлять к лицам, претендующим на занятие должности в органах и учреждениях прокуратуры.
В этой связи законодатель отнес к обстоятельствам, при наличии которых гражданин не может быть принят на службу в органы прокуратуры, если он не проходил военную службу либо военную подготовку по программе офицеров запаса или альтернативную службу по основаниям, вытекающим из семейного положения.
Приведенное нормативное регулирование направлено на недопущение к службе в органах и учреждениях прокуратуры лиц, не исполнивших возложенную на них Конституцией обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы, военной подготовки по программе офицеров запаса, альтернативной службы и тем самым, не проявивших соответствующих морально-нравственных качеств, которыми должны обладать прокурорские работники.
Оспариваемые нормы Закона «О прокуратуре КР», предусматривающие запрет на прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры по основаниям, вытекающим из семейного положения, исключает доступ к такой службе лиц, прошедших альтернативную службу по состоянию здоровья.
Из требований части 2 статьи 45 Закона «О прокуратуре КР» пригодность по состоянию здоровья претендента к службе в органах и учреждениях прокуратуры определяется на момент поступления на службу. В связи с чем, причины, послужившие основанием для прохождения альтернативной службы по состоянию здоровья, учитывая, что оно может изменяться, не должны рассматриваться как обстоятельство препятствующее службе в органах и учреждениях прокуратуры при наличии положительного медицинского заключения.
В связи с этим, законодателю необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в соответствующее законодательство, вытекающие из правовых позиций, изложенных в настоящем решении.
По данному делу имеются особые мнения судей Конституционной палаты.
Председательствовал в процессе КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович
Судья-докладчик АЙДАРБЕКОВА Чинара Аскарбековна