Пресс-релиз по заявлению депутата Жогорку Кенеша Масалиева И.А. относительно деятельности Конституционной палаты
12.02.2019
В ИА «АКИpress» опубликованы высказывания депутата Жогорку Кенеша Масалиева И.А. на заседании Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений в Закон КР «О гарантиях деятельности Президента КР» во втором чтении, где дается оценка решению Конституционной палаты как неправильное; о превышении органом конституционного правосудия своих полномочий в части дачи поручения законодательному органу и Правительству; о необходимости проверки деятельности Конституционной палаты до принятия указанного законопроекта.
В этой связи, Конституционная палата отмечает, что согласно Конституции только Конституционная палата уполномочена осуществлять судебный конституционный контроль и признавать нормы законов и иных нормативных правовых актов противоречащими Конституции. Ни один другой орган государственной власти или иное должностное лицо, в том числе депутат Жогорку Кенеша, не уполномочены давать оценку конституционности отдельного закона (нормативного правового акта). В случае возникновения неопределенности в вопросе о том - соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, они вправе обратиться в Конституционную палату, решения которой являются окончательными и обжалованию не подлежат (часть 8 статьи 97 Конституции). Часть 1 статьи 100 Конституции четко устанавливает, что вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, должностных и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.
В этой связи, подобные утверждения депутата являются попыткой умаления не только решения Конституционной палаты, но и нормы самой Конституции.
Кроме того, Конституционная палата обращает внимание на то, что в конституционном судопроизводстве в качестве стороны-ответчика привлекается орган, издавший нормативный правовой акт (пункт 2 части 1 статьи 32 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда КР»). В случае признания решением Конституционной палаты закона противоречащей Конституции, то именно Жогорку Кенеш, как орган, издавший данный закон, обязан привести его в соответствие с Конституцией и решением Конституционной палаты. Такие требования вытекают из статей 51 и 52 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда КР».
В свете последних изменений в конституционный Закон «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» в части исполнения решений Конституционной палаты, такие поручения даются только Правительству, поскольку именно оно определено в качестве ответственного органа по разработке соответствующих законопроектов во исполнение решений Конституционной палаты и внесения его на рассмотрение Жогорку Кенеша (статья 52 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда КР»). Однако Закон также предоставляет депутатам право самим инициировать законопроекты, вытекающие из решения Конституционной палаты, что и было сделано депутатом Масалиевым И.А., но вопрос в том, насколько этот проект соответствовал решению Конституционной палаты.
Конституционная палата, давая поручение об исполнении ее решения Правительству, не выходит за рамки своих полномочий и действует исключительно в рамках Конституции и конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда КР».
Также хотелось бы обратить внимание депутата на то, что Конституция не дает право Жогорку Кенешу, его комитетам или депутатам осуществлять проверку над деятельностью Конституционной палаты и ее актов, и отметить, что такого рода заявления идут вразрез с принципом независимости судебной ветви власти.
В свете изложенного, создается впечатление, что отдельные депутаты не знакомы с содержанием Основного закона страны или сознательно вводят общественность в заблуждение, пытаясь принизить роль органа конституционного контроля.