Пресс-релиз по делу о проверке конституционности пункта 4 части 2 статьи 19 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»
18.04.2019
Конституционная палата 17 апреля 2019 года рассмотрела дело о проверке конституционности пункта 4 части 2 статьи 19 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», в связи с обращением Токтоматова М.Э., и признала оспариваемую норму противоречащей Конституции.
Конституционная палата в своем решении отметила, что институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод человека, а также участвует в выполнении такой важной государственной функции, как отправление правосудия. В этой связи, оказание на профессиональной основе гарантированной Конституцией квалифицированной юридической помощи требует определения особого порядка и условий ее осуществления. Поэтому Закон «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» устанавливая определенные профессиональные и иные требования к адвокатам, предусмотрел основания лишения лицензии на осуществление адвокатской деятельности, а также определил необходимые условия допуска лиц к профессиональной адвокатской деятельности.
Одним из ограничительных мер в указанном Законе является прекращение статуса адвоката вследствие лишения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Данная мера является самой строгой мерой дисциплинарной ответственности, которая применяется за совершение адвокатом наиболее серьезных по степени тяжести дисциплинарных проступков.
Такая мера юридической ответственности необходима и вполне оправдана тем, что государство, защищая публично-значимые интересы общества, преследует превентивные цели от незаконного, социально-опасного поведения адвокатов, недобросовестно исполняющих свои обязанности, которые могут нанести существенный урон жизненно важным интересам индивида, а также репутации института адвокатуры и правосудия в целом.
При этом, государство, ограничивая личность в ее правах и свободах, должно руководствоваться принципом весомой значимости публичного интереса, которое обеспечит, с одной стороны, нерушимость устоев общества, с другой, - гармоничное сосуществование личности и государства.
Однако лишение лицензии на право занятия адвокатской деятельностью без возможности повторного обращения за получением такой лицензии по истечении определенного периода времени является ограничением, несоразмерным преследуемой конституционно значимой цели, нарушающим баланс между публичными интересами государства и правом индивида на свободу труда.
Законодатель, предусматривая такое ограничение в тоже время в Законе «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» предусмотрел условия, при которых отдельные субъекты, уволенные из других государственных органов по негативным основаниям или осужденные, могут получить адвокатскую лицензию при погашении или снятии судимости, либо по истечении определенного времени.
Такой подход к регламентации порядка получения лицензии на адвокатскую деятельность создает привилегированное положение одних над другими, предоставляя больший объем прав для лиц, имеющих погашенную или снятую судимость, уволенным судьям и сотрудникам правоохранительных органов по сравнению с лицами, лишенными адвокатской лицензии.
В этой связи, Конституционная палата приходит к выводу, что установленное оспариваемой нормой ограничение не имеет объективного и разумного оправдания и не соотносится с конституционно значимыми целями.
При этом Конституционная палата отметила, что при введении нового правового регулирования следует учесть, что право на повторное обращение за получением адвокатской лицензии, не может носить бесконечный характер, в противном случае значимость такой строгой меры ответственности нивелируется.