О проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 34 УПК КР
13 января 2014 года Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в открытом судебном заседании рассмотрела дело о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 34 Уголовного процессуального кодекса Кыргызской Республики. Основанием к рассмотрению обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции пункт 1 части 1 статьи 34 УПК.
История вопроса
Пунктом 1 части 1 статьи 34 УПК предусмотрено право прокурора передавать уголовные дела для расследования следователям в исключительных случаях - независимо от подследственности. На основании данной нормы закона прокуроры могут передавать расследование уголовных дел в отношении должностных лиц органов государственной власти другим правоохранительным органам. Так, в отношении судьи Октябрьского районного суда города Бишкек Абдыкалыкова М. Генеральным прокурором Кыргызской Республики было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 313 Уголовного кодекса Кыргызской Республики (вымогательство взятки) и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 УПК Кыргызской Республики производство следствия поручено следственному управлению Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики. В этой связи гражданин Абдыкалыков М. обратился в Конституционную палату с ходатайством о признании пункта 1 части 1 статьи 34 УПК противоречащей Конституции.
Позиция заявителя
Генеральный прокурор в соответствие со статьей 104 Конституции не вправе поручать расследование уголовного дела другим правоохранительным органам, когда уголовное преследование касается должностных лиц органов государственной власти, в частности судей Кыргызской Республики. Поэтому гражданин Абдыкалыков М. просит признать нормативное положение пункта 1 части 1 статьи 34 УПК, изложенное следующими словами «в исключительных случаях – независимо от подследственности» неконституционным и противоречащим пункту 6 статьи 104 Конституции.
Позиция Конституционной палаты
Конституция, закрепляя за прокуратурой статус независимого и самостоятельного органа, возложила на нее функцию осуществления уголовного преследования должностных лиц государственных органов в целях обеспечения разумного функционирования механизма государственной власти, основанного на принципе взаимных сдержек и противовесов. Исходя из этого, прокуратура должна осуществлять уголовное преследование должностных лиц государственных органов, наделенных властными полномочиями публичного характера. В системе органов, осуществляющих в целом функции уголовного преследования, уголовное преследование должностных лиц государственных органов должно рассматриваться исключительно как полномочие прокуратуры. Законодатель, определяя пунктом 1 части 1 статьи 34 УПК право прокурора передавать уголовные дела для расследования следователям в исключительных случаях - независимо от подследственности, и не устанавливая при этом исключений в отношении отдельной категории уголовных дел, расследование которых должно входить в исключительную компетенцию органов прокуратуры, не принял во внимание, что такое нормативное положение находится в очевидном противоречии с пунктом 6 статьи 104 Конституции. Более того, содержащийся в оспариваемой норме термин «в исключительных случаях» является оценочной категорией и наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела. Отстутствие регламентации исключительных случаев, позволяет прокурору произвольно, по своему усмотрению определять характер таких случаев, вкладывая в них определенный смысл, соответствующий субъективно-личным представлениям. Необходимо законодательно определить критерии исключительности случаев, позволяющих прокурору передавать уголовные дела для расследования следователям независимо от подследственности, либо установить перечень обстоятельств, являющихся исключительными случаями. При этом, никакие исключительные случаи не могут быть основанием для передачи дел независимо от подследственности при осуществлении органами прокуратуры уголовного преследования отдельной категории должностных лиц государственных органов. Таким образом, нормативное положение пункта 1 части 1 статьи 34 УПК, противоречит пункту 6 статьи 104 Конституции в той мере, в какой предоставляет прокурору право передавать независимо от подследственности иным следственным органам уголовные дела о преступлениях, совершенных отдельной категорией должностных лиц государственных органов. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики поручено внести в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство необходимые изменения, и дополнения, вытекающие из требований Конституции и решения Конституционной палаты. По данному решению Конституционной палаты имеется особое мнение судьи Мамырова Э.Т.
Председательствующий КАСЫМАЛИЕВ Муканбет Шадыканович
Судья-докладчик МАКЕШОВ Джумадил Макешович