Меню навигации+

О проверке конституционности статьи 308 ГК КР и статьи 234 ТК КР

19 февраля 2014 года Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики рассмотрела дело о проверке конституционности статьи 308 Гражданского кодекса Кыргызской Республики и статьи 234 Трудового кодекса Кыргызской Республики и вынесла по нему свое решение. Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Дженалиевой И.

 

 История вопроса

17 сентября 1991 года при исполнении служебных обязанностей погиб муж Дженалиевой И. В связи с этим была назначена выплата возмещения вреда сыну Дженалиевой И., лицу с ограниченными возможностями здоровья. Размер выплаты был рассчитан из размера заработной платы погибшего мужа, в порядке предусмотренном Кодексом законов о труде 1972 года.

Дженалиева И. считает, что с внесением изменений в статью 308 Гражданского кодекса и часть 2 статьи 234 Трудового кодекса все пострадавшие вследствие производственной травмы, которым были назначены выплаты по возмещению вреда, лишились возможности повышения ее размера, поскольку расчет таких выплат если ранее был связан с минимальной заработной платой, то внесенным изменением в законы сумма выплаты стала зависеть от расчетного показателя. В этой связи, по мнению Дженалиевой И., не повышаются в течение многих лет размеры выплат по возмещению вреда по потере кормильца, вследствие чего интересы этой категории граждан остаются не защищенными.

 

Позиция заявителей

Обращающаяся сторона считает, что выплаты по возмещению вреда не являются социальными выплатами, соответственно не может привязываться к размеру расчетного показателя, как это предусмотрено в статье 308 Гражданского кодекса и части 2 статьи 234 Трудового кодекса.

В этой связи, Дженалиева И. просит признать изменения, внесенные в статью 308 Гражданского кодекса законом Кыргызской Республики от 19 марта 2008 года N 24 и часть 2 статьи 234 Трудового кодекса законом Кыргызской Республики от 30 марта 2009 года № 103, неконституционными и противоречащими части 2 статьи 9, части 1 статьи 20, статьям 39 и 53 Конституции.

 

Позиция Конституционной палаты

Согласно Конституции Кыргызская Республика является социальным государством, обеспечивающим поддержку социально незащищенных категорий граждан в соответствии с экономическими возможностями государства (часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 9, часть 2 статьи 53 Конституции).

В рамках правового регулирования отношений, связанных с причинением вреда жизни или здоровью, законодатель главами 18 Трудового кодекса и 51 Гражданского кодекса предусмотрел механизм определения сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также порядок ее выплаты, в том числе, и в случае реорганизации или ликвидации работодателя, ответственного за причиненный вред.

В указанных главах Трудового и Гражданского кодексов также предусмотрено повышение сумм возмещения вреда, выплачиваемых на содержание гражданина. В частности, статьей 308 Гражданского кодекса до внесения в нее изменений законом Кыргызской Республики от 19 марта 2008 года № 24 было установлено, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, увеличивается с увеличением минимальной заработной платы. Аналогично разрешался вопрос и в части 2 статьи 234 Трудового кодекса.

Законами Кыргызской Республики от 19 марта 2008 года № 24 и от 30 марта 2009 года № 103 в вышеуказанные статьи Гражданского и Трудового кодексов были внесены изменения и слова «минимального размера заработной платы», «минимального размера оплаты труда» заменены словами «размера расчетного показателя».

Данные изменения законодатель внес в связи с принятием закона «О расчетном показателе», который вступил в силу с 1 января 2006 года.

 

Конституционная палата считает, что введение законодателем в правовое регулирование нового понятия «расчетный показатель» снимающего связь между минимальным размером оплаты труда и выплатами, компенсациями, другими платежами не связанными с оплатой труда, позволяет реально достичь того уровня минимального размера оплаты труда, который обеспечит минимальные потребности человека.

Согласно части 2 статьи 9, части 3 статьи 42 Конституции конституционно-правовая природа института минимального размера оплаты труда предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций, как это наблюдалось до принятия закона «О расчетном показателе», не согласовывалось с конституционно – правовой природой этого института, вследствие чего искусственно сдерживался ее рост.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией МОТ 1970 года № 131 «Установление минимальной заработной платы», которая ратифицирована законом Кыргызской Республики от 19 июля 2006 года № 115. В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным.

 

Таким образом, исходя из конституционно-правовой природы минимального размера оплаты труда изменение законодателем в статье 308 Гражданского кодекса и части 2 статьи 234 Трудового кодекса порядка повышения сумм возмещения вреда не может рассматриваться как противоречащее части 2 статьи 9, части 1 статьи 20, статьям 39 и 53 Конституции.

Вместе с тем, переход на новое правовое регулирование порядка повышения сумм возмещения вреда не должен противоречить конституционно-значимым целям по поддержке социально незащищенных категорий граждан, провозглашенным в части 2 статьи 9 Конституции. Размер расчетного показателя, исходя из его правовой природы, может оставаться статичным в течении неопределенного периода времени. Ввиду этого, Правительству Кыргызской Республики, как высшему органу исполнительной власти, обеспечивающему проведение единой государственной политики в сфере социального обеспечения, следует предусмотреть действенный механизм повышения сумм возмещения вреда. В противном случае, статья 308 Гражданского кодекса и часть 2 статьи 234 Трудового кодекса оставаясь декларативными, не будут достигать той цели, ради которой указанные статьи были предусмотрены в кодексах.

На основании изложенного, Конституционная палата решила признать изменения, внесенные в статью 308 Гражданского кодекса законом Кыргызской Республики от 19 марта 2008 года N 24 и в часть 2 статьи 234 Трудового кодекса законом Кыргызской Республики от 30 марта 2009 года № 103 не противоречащими Конституции.

 

По данному решению Конституционной палаты имеется особое мнение судьи Осконбаева Э.Ж.

 

Председательствовал в процессе          КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                           МАМЫРОВ Эркинбек Тобокелович