О проверке конституционности абзаца второго части 2 статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» и абзаца второго части 2 статьи 5 Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы»
Конституционная палата 11 апреля 2014 года приняла решение о признании противоречащими Конституции Кыргызской Республики норм законов «О республиканском бюджете на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» и «О республиканском бюджете на 2014 год и прогнозе на 2015-2016 годы», согласно которым планирование капитальных вложений из республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в расширенном формате.
Такое обращение было подано Правительством Кыргызской Республики, которое считает, что комитеты Жогорку Кенеша могут рассматривать только те вопросы, которые Конституцией отнесены к компетенции Жогорку Кенеша. Возложение законами на указанные комитеты полномочий, не свойственных законодательной ветви власти, противоречит Конституции.
Конституционная палата, рассмотрев данное дело, пришла к следующим выводам.
В соответствии с законодательством бюджетный процесс состоит из последовательных стадий, который включает в себя: составление проекта республиканского бюджета Правительством и внесение его в Жогорку Кенеш; рассмотрение Жогорку Кенешем проекта закона республиканского бюджета и его утверждение; исполнение республиканского бюджета Правительством; утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета Жогорку Кенешем. На каждой стадии бюджетного процесса Конституция четко определила полномочия Правительства и Жогорку Кенеша,, исходя из принципа разделения государственной власти.
Функция разработки и исполнения республиканского бюджета присуща только Правительству и реализуется через Министерство финансов. В связи с этим законодатель возложил на Министерство финансов, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», функцию планирования капитальных вложений из республиканского бюджета.
Соответственно, установленная законодателем процедура согласования планирования капитальных вложений из республиканского бюджета с профильным комитетом Жогорку Кенеша не может осуществляться на стадии исполнения закона о республиканском бюджете.
Наделение профильного комитета полномочием, предусмотренным оспариваемыми законоположениями на данной стадии бюджетного процесса, является вмешательством в деятельность Правительства по исполнению республиканского бюджета, что противоречит Конституции и нарушает принцип разделения государственной власти.
Доводы Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о том, что дача согласия профильного комитета Жогорку Кенеша на планирование капитальных вложений из республиканского бюджета является формой парламентского контроля за проведением в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем, являются необоснованными, так как сущность парламентского контроля состоит в проверке исполнения принятого закона, которая не предполагает какого-либо последующего согласования в части исполнения принятого закона.
Кроме того, исходя из смысла и содержания Конституции, пределы парламентского контроля должны пролегать там, где начинаются полномочия основной деятельности системы исполнительной власти, в которую вмешиваться, в соответствии с принципом разделения властей, законодательная власть не вправе.
Председатель Касымалиев Мукамбет Шадыканович
Судья-докладчик Бобукеева Меергуль Рыскулбековна