Меню навигации+

О проверке конституционности пункта 1 части 9 статьи 15 и пункта 1 части 3 статьи 17 конституционного Закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики»

15 апреля 2015 года Конституционная палата приняла решение о признании не противоречащими части 1 статьи 16, статье 17, части 1 статьи 20, части 3 статьи 42 Конституции КР  пункта 1 части 9 статьи 15 и пункта 1 части 3 статьи 17 конституционного Закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики», предусматривающих в качестве требования к должностям судей Верховного суда КР, Конституционной палаты ВС КР и местных судов Кыргызской Республики – отсутствие судимости, в том числе снятой или погашенной.

 

Согласно ходатайству гражданина Катаганова Н. М. оспариваемые нормы, ограничивая лицо, в отношении которого судимость погашена или снята, занимать должность судьи, ущемляют гарантированное частью 3 статьи 42 Конституции право человека на труд и противоречат части 1 статьи 16, статье 17, части 1 статьи 20 Конституции.

 

Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

Кыргызская Республика, являясь социальным государством, гарантирует каждому право на свободу труда (статьи 1, 42 Конституции). Труд является неотчуждаемым благом человека, признание, соблюдение и защита, которого обязанность государства.

 

Право на свободу труда означает предоставление гражданам возможности выбрать по своему волеизъявлению трудовую деятельность, условия которой удовлетворяют его финансовые, социальные, духовные и иные потребности.

 

Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, тем самым гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности. Однако право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии, не предполагает обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти.

 

Охрана, соблюдение и восстановление прав и свобод человека от нарушений и посягательств обеспечиваются правом на судебную защиту, предполагающего обеспечение всем субъектам права свободного и равного доступа к правосудию, осуществляемому только судом на основе принципов справедливости, независимости, законности и равенства.

 

Именно суду принадлежит ведущая роль в утверждении принципа верховенства права. Посредством правосудия как вида правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности реализуется судебная власть, которая призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

 

Публично-правовые цели правосудия реализуются судьями, как носителями судебной власти, что предопределяет их особый конституционно-правовой статус.

 

Исходя из специфики задач и характера деятельности, круга обязанностей и степени ответственности перед законом и обществом, должность судьи выделяется в особую категорию. Поэтому к должности судьи предъявляются повышенные требования, которые выражаются в установлении высоких стандартов к личности обладателя, квалификации и поведению, и усилением ответственности за ненадлежащее исполнение судейских полномочий.

 

Авторитет и достоинство судьи могут быть подорваны в силу наличия у судьи судимости, вне зависимости от того снята она или погашена.

 

Говоря о безупречности поведения судей, Конституция установила, что судья занимает и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным, а нарушение этого требования является основанием для привлечения судьи к ответственности в порядке, определяемом конституционным законом.

 

Установление особых требований для определенной категории лиц, выполняющих конституционно-значимые функции государства (гражданская и специальная государственная служба, военная служба, государственные административные и политические должности), признано допустимым в силу специального правового статуса этих лиц.

 

Таким образом, оспариваемые нормы, устанавливающие такое требование к должности судьи, как отсутствие судимости, в том числе снятой или погашенной, в силу особого правового статуса судьи не могут рассматриваться как отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, нарушающие права на свободу труда, а также не носят дискриминационный характер.

 

Доводы субъекта обращения о том, что выявление судимости после назначения на должность судьи не может служить основанием для освобождения судьи от должности, являются безосновательными. Наличие судимости у судьи вне зависимости от того снята она или погашена и безотносительно от времени её выявления, должно расцениваться как несоблюдение установленных особых требований к репутации судьи.

 

 Председательствовал в процессе     КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                ОСМОНОВА Чолпон Омоковна