Меню навигации+

О проверке конституционности нормативного положения части 16 статьи 22 КЗ КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

24 июня 2015 года Конституционная палата рассмотрела дело о проверке конституционности нормативных положений части 16 статьи 22 КЗ КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в части осуществления в период проведения выборов ретрансляции зарубежных теле- и радиопрограмм в записи, запрета ретрансляции теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, а также ответственности местных СМИ в таких случаях за распространение информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. 

 

Так, в Конституционную палату обратились граждане Осмонбаев Б.К., Осмоналиева А.М., Суталинова Г.А. о признании вышеуказанной нормы противоречащей Конституции, считая, что оспариваемой нормой ограничивается право граждан на свбооду слова и информации, необоснованно на местные СМИ налагается ответственность за распространение информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.

 

Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

Конституция, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, гарантирует каждому право на свободу мысли и мнения, право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом (части 1, 2 статьи 31, часть 1 статьи 33).

 

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в период избирательного процесса свобода слова и свобода информации определенным образом встраиваются в общую структуру института выборов, создавая необходимое для осознанного волеизъявления народа политическое информационное пространство, и в этом особое место занимают средства массовой информации.

 

Избирательный процесс это специфическая сфера деятельности СМИ, где они выполняют, с одной стороны, функции канала информирования, с другой,  средства предвыборной агитации.

 

Информирование избирателей о выборах непосредственно связано с реализацией права на свободу информации и свободу выражения мнения и является важнейшей демократической функцией СМИ, которые наряду с государственными органами, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, юридическими и физическими лицами являются активными участниками этого процесса. Вместе с тем, СМИ не являются субъектами агитационной деятельности. Право проводить агитацию принадлежит гражданам КР, кандидатам и политическим партиям. СМИ выступают лишь каналом информационных услуг, инструментарием предвыборной агитации.

 

Таким образом, право на предвыборную агитацию не сопоставима праву на свободу выражения мнения, свободу слова и информации. Оно реализуется в строго определенном порядке, только в период предвыборной агитации и исключительно в рамках избирательных правоотношений.

 

Одним из основных сущностных признаков государства является наличие самостоятельной легитимной системы органов власти, основным способом формирования которых являются периодические демократические выборы, которые дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. При этом следует подчеркнуть, что вопросы формирования и организации государственной власти должны решаться государством исключительно самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне. Установление национального правопорядка сообразно собственным конституционным принципам - неотъемлемый атрибут суверенного государства.

 

Основное содержание государственного суверенитета в избирательном процессе заключается в том, что государство, опираясь на международные нормы и в рамках своих обязательств, обладает всей полнотой и свободой правоусмотрения при организации избирательных процедур. Право государства на регулирование избирательного процесса не требует согласования с иными субъектами международных отношений.

 

Исходя из этого, законодатель в части 16 статьи 22 КЗ «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» предусмотрел запрет на проведение предвыборной агитации в зарубежных СМИ, распространяемых на территории КР.

 

Нормативное положение, обязывающее ретрансляцию зарубежных теле- и радиопрограмм в период проведения выборов в записи, является вытекающим и производным от вышеуказанного запрета. Использованный законодателем метод правового регулирования необходимо рассматривать как правовой механизм упреждения фактов вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Наличие таких правовых установлений не может рассматриваться как нарушение конституционного права каждого, в том числе зарубежных СМИ, на свободу выражения мнений и свободу информации. При ретрансляции зарубежных теле- и радиопрограмм они не лишаются права на доступ к полной информации о выборах и свободу информирования об избирательном процессе.

 

Согласно статье 20 ЗКР «О телевидении и радиовещании» телерадиовещательная организация, имеющая целью осуществлять ретрансляцию и получившая на это разрешение от производителя, обязана в соответствии с вышеуказанным законом адаптировать содержание предназначенных для ретрансляции программ к требованиям законодательства КР. Возложение такого обязательства на телерадиовещательную организацию вытекает из ее права свободного усмотрения по выбору производителя и содержания ретранслируемых программ и, в то же время, ее обязанности исключить из содержания ретранслируемых программ информационных материалов, носящих агитационный характер.

 

Норма, предусматривающая ретрансляцию зарубежных теле- и радиопрограмм в записи, также имеет цель обеспечить реализацию нормативного положения оспариваемой нормы, запрещающего ретрансляцию зарубежных теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов. В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений возложена на местные средства массовой информации.

 

Утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах общественной жизни, Конституция гарантирует каждому право на защиту чести и достоинства (часть 1 статьи 29). Никто не может быть ограничен в защите перед судом своей чести и достоинства, а также связанных с ними прав и свобод. В каждом случае защита прав и законных интересов лица, чьи честь, достоинство потерпели ущерб в результате распространения негативной информации, должна быть реально обеспечена. В то же время, урегулировать вопросы опровержения в защиту чести, достоинства, деловой репутации кандидата в зарубежных СМИ, когда такая возможность в соответствии с законом должна быть предоставлена в обязательном порядке, представляется не возможным.

 

Структура оспариваемой нормы, содержащая требование об осуществлении в записи ретрансляции зарубежных теле- и радиопрограмм, а также запрет ретрансляции теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов предполагает, что нарушение местными СМИ осуществления предварительной записи и оценки содержания передаваемой информации, повлекших за собой негативные последствия, создает правовое основание для их ответственности.

 

В связи с чем, ввиду отсутствия механизмов, кроме упреждающих, защиты чести и достоинства кандидатов, возложение ответственности на местные СМИ, осуществляющих ретрансляцию теле- и радиопрограмм, за распространение информации, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, политических партий является обоснованным и согласуется с общим правилом адаптации содержания ретранслируемых теле- и радиопрограмм зарубежных СМИ к требованиям законодательства КР.

 

В целом законодатель, устанавливая оспариваемые нормативные положения части 16 статьи 22 КЗ «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» учел все стороны таких конституционно значимых ценностей, как право каждого на свободу слова, выражения мысли и информации, а также подлинные демократические выборы как неотъемлемой части государственного суверенитета.

 

В такой законодательной регламентации Конституционная палата не усматривает нарушений или ограничений прав, предусмотренных частью 2 статьи 31, частью 1 статьи 33 Конституции КР.

 

Председательствующий:                              КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик:                                          ОСКОНБАЕВ Эмиль Жолдошевич