Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о даче заключения к проекту Закона КР «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики»

12.10.2016

Конституционная палата ВС КР 11 октября 2016 года рассмотрела представление парламентской фракции СДПК Жогорку Кенеша о даче заключения к проекту Закона КР «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики». На судебном заседании в качестве иных лиц присутствовали Омбудсмен КР, представители Аппарата Президента, Жогорку Кенеша, Правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и Совета судей.

 

Конституционная палата, давая заключение по представлению фракции СДПК Жогорку Кенеша, пришла к выводу, что проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» не противоречит фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, допустимости их ограничений; принципам демократического, правового, светского государства; порядку внесения изменений в Конституцию, предусмотренному статьей 114 Конституции.

 

Так, Конституционная палата, проверив положения проекта закона, которые в той или иной мере затрагивали права и свободы человека, гарантии их реализации, отметила, что вышеперечисленные нормы не противоречат фундаментальным правам и свободам человека и гражданина, принципам демократического, правового государства.

 

Относительно вносимых поправок касающихся международных договоров Конституционной палатой было установлено, что вносимые изменения не влекут отказ Кыргызской Республики от своих обязательств по международным договорам, в том числе по правам человека, и не нарушают фундаментальные права и свободы человека и гражданина.

 

По изменениям, регулирующим полномочия Президента, Конституционная палата указала, что они не направлены на усиление полномочий Президента и не противоречат принципам демократического, правового государства.

 

Конституционная палата отмечает, что во многих государствах мира, в том числе и с парламентской формой правления, функционируют такие органы как совет безопасности, совет национальной безопасности, являющиеся консультативными органами, главной задачей которых является выработка решений по предотвращению современных вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности государства. В связи с чем, изменение наименования такого органа, влекущее изменение его статуса отвечает современным тенденциям по предотвращению современных вызовов и угроз и не нарушает баланса между ветвями власти.

 

По изменениям касающимся деятельности Парламента Конституционная палата отметила, что они направлены на обеспечение устойчивости коалиции фракций парламентского большинства, на совершенствование внутренней организации законодательного органа, не затрагивают полномочия других ветвей власти, но вместе с тем создают предпосылки для устойчивой работы исполнительной ветви власти.

 

Изменения, предусматривающие сохранение депутатского мандата за депутатами, назначенными на должности Премьер-министра или первого вице-премьер-министра и обусловлены необходимостью сохранения возможности активного участия указанных лиц в общественно-политической жизни страны через законодательную деятельность в Парламенте на срок действия мандата депутата.

 

По вопросу постановки Премьер-министром перед Жогорку Кенешем вопроса о доверии Правительству не чаще двух раз в год, Конституционная палата отмечает, что это является механизмом подтверждения доверия Правительству и одним из инструментов взаимного контроля органов государственной власти и направлен на обеспечение системы сдержек и противовесов между ветвями власти, что не противоречит принципу демократического, правового государства.

 

Вносимые изменения также направлены на разрешение не отрегулированных Конституцией вопросов, связанных с освобождением членов Правительства по инициативе Премьер-министра, за исключением членов Правительства - руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности. Данная норма позволит Премьер-министру, отвечающему в целом за деятельность Правительства, принимать меры в отношении членов Правительства, не справляющихся с возложенными на них задачами. Изменения в части назначения глав местных государственных администраций Премьер-министром направлены на приведение данной нормы в соответствие с принципом разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

 

По вносимым поправкам, затрагивающим деятельность судебной ветви власти, Конституционная палата отметила, что формирование Дисциплинарной комиссии Президентом, Жогорку Кенешем и Советом судей на паритетных началах является вполне допустимым. Вместе с тем, Жогорку Кенешу при разработке либо при рассмотрении и принятии закона, определяющего общие требования к кандидатам в члены Дисциплинарной комиссии следует принять во внимание Основные принципы ООН о независимости судей, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1985 года, а также Европейскую Хартию о статусе судей принятого на ее основе, которые предусматривают механизмы направленные на исключение возможного доминирования представителей других ветвей власти при разрешении вопросов применения санкций в отношении судьи и обеспечение принципа независимости судебной ветви власти.

 

Передача права внесения представления на ротацию судей от Совета по отбору судей Совету судей не нарушает принципа независимости судей, поскольку все случаи ротации и порядок перевода будут определяться строго в соответствии с конституционным законом.

 

Предлагаемые изменения также предусматривают обязательность разъяснений Пленума Верховного суда по вопросам судебной практики для всех судов и судей Кыргызской Республики, что не противоречит принципам независимости и самостоятельности судей при осуществлении ими правосудия. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону, однако при этом они обязаны применять соответствующие нормы материального и процессуального права правильно, обеспечивая равную защиту прав и свобод на территории всей страны. Вместе с тем, такие постановления не должны выходить за рамки Конституции и законов.

 

Конституционной палатой указано, что прокуратура выполняет правозащитную функцию при осуществлении надзорной деятельности, в том числе при надзоре за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие, исполнение наказаний. В связи с чем, в условиях реформирования правоохранительных органов, предлагаемые изменения в статью 104 Конституции предусматривающие исключение из полномочий органов прокуратуры уголовного преследования должностных лиц, не нарушают принципа разделения ветвей власти и соответствуют принципам правового государства.

 

Конституционная палата, осуществляя проверку на соответствие порядку внесения изменений в Конституцию, установленный статьей 114 отметила, что одним из путей внесения изменений в Конституцию является референдум. Вместе с тем, Конституция не содержит прямой нормы о том, кем может быть инициирован вопрос о проведении референдума по внесению изменений в Конституцию. Вопрос о проведении референдума о внесении изменений в Конституцию должен решаться по аналогии с абзацем третьим части 3 статьи 114 Конституции, согласно которой закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Внесенный для дачи заключения в Конституционную палату проект Закона о внесении изменений в Конституцию внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша более чем двумя третями от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. В связи с чем, Конституционная палата заключила, что проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» инициирован для вынесения на референдум без нарушения порядка, установленного статьей 114 Конституции.