Пресс-релиз по делу о проверке конституционности статьи 6 Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму»
30.03.2017
Конституционная палата 29 марта 2017 года, рассмотрев представление Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики о проверке конституционности статьи 6 Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму», которым в Закон КР «О гражданстве КР» были внесены изменения, предусматривающие основания утраты гражданства, вынесла следующее решение.
Статья 6 оспариваемого Закона признана не противоречащей Конституции КР, в том конституционно-правовом истолковании, в каком осуществлен Конституционной палатой в вынесенном Решении.
Конституция провозглашает Кыргызскую Республику суверенным, правовым, демократическим государством, что означает независимость страны, в том числе в вопросе выбора правовых и организационных механизмов обеспечения своего института гражданства. В тоже время, Кыргызская Республика, как часть мирового сообщества, должна придерживаться общепризнанных принципов и норм международного права, соответственно, исключить возможность произвольного лишения гражданства, предусмотрев в конституционном законе четкие основания, строгую процедуру лишения гражданства, включая судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение при разрешении этого вопроса.
При этом Конституционная палата отметила, что конституционное новшество, внесенное в часть 2 статьи 50 Конституции КР референдумом 11 декабря 2016 года, никоим образом не ухудшает положение человека в вопросе гражданства, - этими поправками лишь повысились требования к регламентации вопроса лишения гражданства и права изменить гражданство посредством принятия конституционного закона, обладающего большей юридической силой. Предыдущее конституционное установление могло рассматриваться в качестве неотъемлемого права человека при условии соблюдения им принципа лояльности и не нанесения вреда жизненно важным интересам государства. Иное понимание противоречило бы сущности гражданства, как отношений между человеком и государством, основанных на взаимных обязательствах.
Содержащиеся в Законе «О гражданстве КР» нормы об утрате гражданства, в силу отсутствия конституционного закона, регламентирующего этот вопрос, представляют собой естественное правовое расхождение, возникшее в результате изменения Основного закона, когда этот вопрос уже не может регулироваться по той процедуре, которая была принята, а новая еще не разработана. Однако возникшая правовая коллизия не может служить основанием для признания оспариваемой нормы закона неконституционной. В этом случае по правилам действия закона во времени и в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона «О внесении изменений в Конституцию КР» Закон «О гражданстве КР» от 21 мая 2007 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 августа 2016 года подлежит применению в той части, в которой не противоречит Конституции КР.
При этом Конституционной палатой дано поручение Жогорку Кенешу КР и Правительству КР при разработке и принятии конституционного закона, регулирующего вопросы гражданства, учесть правовые позиции Конституционной палаты, изложенные в мотивировочной части вынесенного Решения.
Председательствующий на заседании Мамыров Эркинбек Тобокелович
Судья – докладчик Осконбаев Эмиль Жолдошевич