Конституционное правосудие и его применение
Конституционное правосудие неоднократно играло ключевую роль в самых важных политических событиях в Кыргызстане. 25 июня нынешнего года в КП ВС обратилась группа депутатов Жогорку Кенеша и один из членов политсовета Социал-демократической партии Кыргызстана. Поводом же для их обращения стало скандальное постановление парламента от 13 июня 2019 года №3122-VI «Об образовании специальной комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для дачи заключения по вопросу выдвижения обвинения против экс-президента Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаева для лишения его статуса»
А ещё в 2015 году оспаривалась конституционность части 2 статьи 14 Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», которая предписывала обязательную сдачу биометрических данных для допуска к голосованию. И нельзя было не заметить властного произвола и грубого давления, когда судья-докладчик Клара Сооронкулова была с молниеносной быстротой и вопиющими нарушениями процессуальных норм снята с должности судьи Конституционной палаты Верховного суда.
Почему же эта сфера правосудия имеет столь большое значение, и могут ли простые смертные обращаться в Конституционную палату по делам отнюдь не резонансным и политическим?
Ответ на этот вопрос нам даёт статья 6 Основного закона Кыргызской Республики:
«Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике».
Тем самым признаётся, что это – повелитель всех законов и нормативных правовых актов (далее по тексту — НПА) государства. Это как золотой стандарт, которому должно следовать всё законодательство Кыргызстана. И если НПА противоречит Конституции, то это несоответствие следует устранять.
Впервые за решение таких проблем взялись на Западе, и можно сказать, что именно там и зародилось конституционное правосудие, распространившись затем по всему миру, включая и Кыргызстан.
Лишь Конституционная палата Верховного суда имеет право решать, соответствует ли конкретный закон или НПА Конституции КР, что прямо указано в её 97-й статье. Собственно, в этом и заключается задача конституционного правосудия.
Давайте выясним, каковы же полномочия этого органа? Конституционная палата:
- Рассматривает только вступившие в силу НПА (кодексы, законы, постановления, положения и т.д.; более подробно – см.Закон«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года № 241), поэтому потенциальному заявителю (которым можете стать и вы) необходимо проверить, является ли предмет его заявления НПА. К примеру, акт местного Кенеша о выделении земельного участка не является НПА. В свое время перед Конституционной палатой КР был поставлен вопрос о юридическом статусе декретов Временного правительства, так как в системе законодательства КР, равно как и в законе КР об НПА, он не был определён. Но, к счастью или к сожалению, решения ВП всё-таки были признаны Палатой как НПА.
- Не рассматривает положения, по которым ранее уже были приняты решения, или нормы, которые утратили силу. Соответственно, предварительно необходимо проверить предмет своего опротестования на оба эти обстоятельства.
- Ограничен и круг субъектов, имеющих право обращаться в Конституционную палату Верховного суда КР, это:
- физические и юридические лица, если они считают, что законами и иными НПА нарушаются их права и свободы, признаваемые Конституцией КР. При этом заявителю или группе заявителей необходимо указать конкретные статьи Конституции, которые, по их мнению, были нарушены нормативными правовыми актами;
- Жогорку Кенеш КР;
- фракции Жогорку Кенеша КР;
- Президент КР;
- Правительство КР;
- Премьер-министр КР;
- судьи КР;
- органы местного самоуправления;
- генеральный прокурор КР;
- Акыйкатчы (Омбудсмен).
- Физические и юридические лица при подаче обращения, которое именуется «Ходатайство», должны четко следовать требованиям по его оформлению и содержанию (более подробно см. ст.25 Конституционного закона«О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года № 37). В противном случае по истечении 30 дней его вернут вам без рассмотрения, но с указанием недочетов. Это больше технический просчёт, но и он очень важен.
- Ответчиком является государственный орган, принявший НПА, положение которого нарушает права заявителя. К примеру, кодексы принимаются парламентом; значит, в качестве ответчика будет выступать Жогорку Кенеш КР. Его также необходимо указать в ходатайстве как ответчика.
- В своем ходатайстве вы не можете написать «Прошу признать это неконституционным, потому что я так думаю, и мне так удобно». Необходимо привести существенные доводы, сослаться на предыдущие решения Конституционной палаты, практику других стран. И таким образом, вызвать у судей КП сомнение в конституционности оспариваемого вами положения, показать, насколько оно нарушает ваши права, права ваших близких и даже всего общества.
- Конституционная палата ВС КР будет рассматривать соответствие или несоответствие Конституции только конкретного положения и проигнорирует обращение по поводу отсутствия какой-либо нормы – в точном согласии с народной мудростью «На нет и суда нет». Если же у вас есть претензии по поводу пробелов в законодательстве, то вам прямая дорога к законодателям, а не в Конституционную палату.
И главный вопрос: что же последует дальше? Если обращение было принято, то в течение шести месяцев назначается заседание, на котором, выслушав доводы сторон, судьи КП принимают решение — признать ли норму конституционной или нет? В последнем случае заявитель выигрывает, добившись своего, поскольку признание нормы неконституционной приведет к ее автоматической отмене. Это добавит работы государственным органам Кыргызстана: ведь им надо будет срочно приводить в соответствие с Конституцией всё законодательство государства. Что играет ключевую роль, особенно при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; если применялось положение, которое потом было признано неконституционным, то в особенности та сторона, которой эта норма была невыгодна, имеет право подавать на пересмотр дела.
Однако не спешите бежать с обращениями. Увы, и в конституционном правосудии есть свои подводные камни, и одним из них является принцип непреодолимости решения Конституционной палаты. Что это значит? К примеру, если парламент ранее принял закон о запрете принимать на работу зеленоглазых людей, а Конституционная палата признает его конституционным, то это утвердится навсегда! И хотя сам этот пример кажется абсурдным, но в реальности может быть принято много опасных норм, которые, будучи признаны конституционными, потом не могут быть изменены или отменены даже самим парламентом! Что называется, палка эта о двух концах: если норма признана неконституционной, то, попытайся даже законодатель впихнуть её в другие законы и кодексы, такие будущие положения заведомо окажутся неконституционными; и наоборот, если норма признана конституционной, то — даже если она будет дублироваться в других НПА, — заявители больше не смогут подавать обращения по ней в Конституционную палату, так как она уже приобретёт не изменяемый, неизменный статус.
Автор: Бермет Джаныкулова
Стилистика и грамматика автора сохранена
http://precedentinfo.kg/2019/10/07/konstitutsionnoe-pravosudie-i-ego-primenenie/