Меню навигации+

Конституционное правосудие и его применение

Конституционное правосудие неоднократно играло ключевую роль в самых важных политических событиях в Кыргызстане. 25 июня нынешнего года в КП ВС обратилась группа депутатов Жогорку Кенеша и один из членов политсовета Социал-демократической партии Кыргызстана. Поводом же для их обращения стало скандальное постановление парламента от 13 июня 2019 года №3122-VI «Об образовании специальной комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для дачи заключения по вопросу выдвижения обвинения против экс-президента Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаева для лишения его статуса»

 

А ещё в 2015 году оспаривалась конституционность части 2 статьи 14 Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», которая предписывала обязательную сдачу биометрических данных для допуска  к голосованию. И нельзя было не заметить властного произвола и грубого давления, когда судья-докладчик Клара Сооронкулова была с молниеносной быстротой и вопиющими нарушениями процессуальных норм снята с должности судьи Конституционной палаты Верховного суда.

 

Почему же эта сфера правосудия имеет столь большое значение, и могут ли простые смертные обращаться в Конституционную палату по делам отнюдь не резонансным и политическим?

 

Ответ на этот вопрос нам даёт статья 6 Основного закона Кыргызской Республики:

«Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике».

 

Тем самым признаётся, что это – повелитель всех законов и нормативных правовых актов (далее по тексту — НПА) государства. Это как золотой стандарт, которому должно следовать всё законодательство Кыргызстана. И если НПА противоречит Конституции, то это несоответствие следует устранять.

 

Впервые за решение таких проблем взялись на Западе, и можно сказать, что именно там и зародилось конституционное правосудие, распространившись затем по всему миру, включая и Кыргызстан.

Лишь Конституционная палата Верховного суда имеет право решать, соответствует ли конкретный закон или НПА Конституции КР, что прямо указано в её 97-й статье. Собственно, в этом и заключается задача конституционного правосудия.

 

Давайте выясним, каковы же полномочия этого органа? Конституционная палата:

 

  1. Рассматривает только вступившие в силу НПА (кодексы, законы, постановления, положения и т.д.; более подробно – см.Закон«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 года № 241), поэтому потенциальному заявителю (которым можете стать и вы) необходимо проверить, является ли предмет его заявления НПА. К примеру, акт местного Кенеша о выделении земельного участка не является НПА. В свое время перед Конституционной палатой КР был поставлен вопрос о юридическом статусе декретов Временного правительства, так как в системе законодательства КР, равно как и в законе КР об НПА, он не был определён. Но, к счастью или к сожалению, решения ВП всё-таки были признаны Палатой как НПА.

 

  1. Не рассматривает положения, по которым ранее уже были приняты решения, или нормы, которые утратили силу. Соответственно, предварительно необходимо проверить предмет своего опротестования на оба эти обстоятельства.

 

  1. Ограничен и круг субъектов, имеющих право обращаться в Конституционную палату Верховного суда КР, это:
  2. физические и юридические лица, если они считают, что законами и иными НПА нарушаются их права и свободы, признаваемые Конституцией КР. При этом заявителю или группе заявителей необходимо указать конкретные статьи Конституции, которые, по их мнению, были нарушены нормативными правовыми актами;
  3. Жогорку Кенеш КР;
  4. фракции Жогорку Кенеша КР;
  5. Президент КР;
  6. Правительство КР;
  7. Премьер-министр КР;
  8. судьи КР;
  9. органы местного самоуправления;
  10. генеральный прокурор КР;
  11. Акыйкатчы (Омбудсмен).

 

  1. Физические и юридические лица при подаче обращения, которое именуется «Ходатайство», должны четко следовать требованиям по его оформлению и содержанию (более подробно см. ст.25 Конституционного закона«О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года № 37).  В противном случае по истечении 30 дней его вернут вам без рассмотрения, но с указанием недочетов. Это больше технический просчёт, но и он очень важен.
  2. Ответчиком является государственный орган, принявший НПА, положение которого нарушает права заявителя. К примеру, кодексы принимаются парламентом; значит, в качестве ответчика будет выступать Жогорку Кенеш КР. Его также необходимо указать в ходатайстве как ответчика.
  3. В своем ходатайстве вы не можете написать «Прошу признать это неконституционным, потому что я так думаю, и мне так удобно». Необходимо привести существенные доводы, сослаться на предыдущие решения Конституционной палаты, практику других стран. И таким образом, вызвать у судей КП сомнение в конституционности оспариваемого вами положения, показать, насколько оно нарушает ваши права, права ваших близких и даже всего общества.
  4. Конституционная палата ВС КР будет рассматривать соответствие или несоответствие Конституции только конкретного положения и проигнорирует обращение по поводу отсутствия какой-либо нормы – в точном согласии с народной мудростью «На нет и суда нет». Если же у вас есть претензии по поводу пробелов в законодательстве, то вам прямая дорога к законодателям, а не в Конституционную палату.

 

И главный вопрос: что же последует дальше? Если обращение было принято, то в течение шести месяцев назначается заседание, на котором, выслушав доводы сторон, судьи КП принимают решение — признать ли норму конституционной или нет? В последнем случае заявитель выигрывает, добившись своего, поскольку признание нормы неконституционной приведет к ее автоматической отмене. Это добавит работы государственным органам Кыргызстана: ведь им надо будет срочно приводить в соответствие с Конституцией всё законодательство государства. Что играет ключевую роль, особенно при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции; если применялось положение, которое потом было признано неконституционным, то в особенности та сторона, которой эта  норма была невыгодна, имеет право подавать на пересмотр дела.

 

Однако не спешите бежать с обращениями. Увы, и в конституционном правосудии есть свои подводные камни, и одним из них является принцип непреодолимости решения Конституционной палаты. Что это значит? К примеру, если парламент ранее принял закон о запрете принимать на работу зеленоглазых людей, а Конституционная палата признает его конституционным, то это утвердится навсегда! И хотя сам этот пример кажется абсурдным, но в реальности может быть принято много опасных норм, которые, будучи признаны конституционными, потом не могут быть изменены или отменены даже самим парламентом! Что называется, палка эта о двух концах: если норма признана неконституционной, то, попытайся даже законодатель впихнуть её в другие законы и кодексы, такие будущие положения заведомо окажутся неконституционными; и наоборот, если норма признана конституционной, то — даже если она будет дублироваться в других НПА, — заявители больше не смогут подавать обращения по ней в Конституционную палату, так как она уже приобретёт не изменяемый, неизменный статус.

 

Автор: Бермет Джаныкулова

Стилистика и грамматика автора сохранена

http://precedentinfo.kg/2019/10/07/konstitutsionnoe-pravosudie-i-ego-primenenie/