Пресс релиз по делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 9, пункта 3 части 3 статьи 46, пункта 3 части 3 статьи 52 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» в связи с обращением Исраилова Данияра Эдилбековича и Ашыркул уулу Кенжебека
Как было отмечено в Решении Конституционного суда, несмотря на положения Конституции, гарантирующие гражданам Кыргызской Республики равные возможности при поступлении на государственную и муниципальную службы, Основной Закон специально обозначает жизненную важность выполняемых государством задач перед обществом и допускает в этой связи введение особых требований и ограничений для граждан с целью поддержания высокого уровня этих служб. Они касаются практически всех сторон регламентации правового статуса государственных и муниципальных служащих, в том числе, возникающих в связи с поступлением на указанные виды служб, порядком ее прохождения и прекращения. Государственная и муниципальная службы играют важную роль в социально-культурной и административно-политической жизни государства, в управлении экономикой и всеми другими сферами жизни общества и требует от их служащих высокого уровня профессионализма, компетенции, ответственности, соответствующей подготовки, знаний и навыков, необходимых для полноценного и качественного выполнения служебных обязанностей в интересах государства. В связи с этим, законодатель вправе посредством специального правового регулирования определить для граждан, поступающих на государственную и муниципальную службы, специальные требования и ограничения с учетом специфики задач, принципов их организации и функционирования.
Традиционность в контексте развития кыргызского народа подразумевает сохранение и передачу из поколения в поколение образа жизни, общечеловеческих ценностей, исторически сложившихся обычаев, определяющих его идентичность. Вместе с тем, не все народные традиции имеют благотворное влияние на уклад жизни общества. В частности, ввиду компактного проживания и оседлости лиц, имеющих родственные связи, родоплеменные отношения занимают существенное место в укоренении не только межличностной коммуникации, но и сохраняют влияние на публичную жизнь местных сообществ. Приверженность этим традициям чревато предоставлением должностными лицами местных государственных администраций и органов местного самоуправления необоснованных привилегий определенной категории лиц по признаку родства или иного предпочтения при приятии решений по чувствительным вопросам местного значения, созданием, тем самым, предпосылок для конфликта интересов и недовольств местного населения, способных вызвать серьезные социальные потрясения.
Исходя из степени ответственности перед местным сообществом и государством в целом указанных субъектов, Конституционный суд считает, что введение запрета на занятие должности акима района, мэра города и главы айыл окмоту лицам, являющимся уроженцами соответствующего района, города, айылного аймака соответствует конституционным требованиям и обусловлено особенностями государственной и муниципальной служб. Данное ограничение не нарушает баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, направлено на исключение конфликта интересов, объективное и беспристрастное осуществление указанными субъектами своих функций в интересах государства и местных сообществ и не может рассматриваться как отменяющие или умаляющие права человека и гражданина на не дискриминацию, свободу труда, равенство всех перед законом и судом, гарантированные Конституцией.
Однако города Бишкек и Ош в соответствии с принципами административно-территориального деления наделены особым конституционно-правовым статусом и признаны городами республиканского значения.
Масштабы урбанизации, скорость прироста населения городов Бишкек и Ош были обусловлены тем, что, являясь административно-политическими, экономическими, научно-образовательными, историко-культурными центрами, они привлекают жителей других регионов более широкими возможностями для решения экономических и социальных проблем. В этой связи состав населения этих городов, в отличие от других административно-территориальных единиц, формируется не по признакам общинной урожденности и оседлости, а по уровню социально-экономического развития. При таких обстоятельствах особенности родоплеменных отношений не способны влиять на формирование состава населения в городах Бишкек и Ош, соответственно, и публичную жизнь местных сообществ. В этой связи Конституционный суд признал установленное ограничение в этой части несоразмерным конституционно значимым целям.