О проверке конституционности частей 2, 3 статьи 8 и абзаца 3 части 2 статьи 10 ЗКР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР»
4 сентября 2014 года Конституционная палата вынесла решение о том, что части 2, 3 статьи 8 Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» содержащие вопросы о запрещении деятельности и функционирования религиозных организаций без учетной регистрации; о создании религиозной организации по инициативе не менее двухсот граждан Кыргызской Республики, достигших совершеннолетнего возраста и постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики не противоречащими нормам Конституции, а норма абзаца 3 части 2 статьи 10 этого Закона состоящая из слов «согласованный с местными кенешами…» противоречит нормам Конституции.
Заявители считают, что оспариваемые нормы указанного Закона о вероисповедании, о праве на объединения, и о том, что никто не должен подвергаться дискриминации по признаку вероисповедания противоречат конституционным положениям.
Конституционная палата, обсудив доводы сторон, исследовав материалы дела, выслушав разъяснения иных лиц, пришла к следующим выводам.
Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Учитывая право каждого на свободу объединения, совместное исповедование религии может быть выражено в форме объединения (часть 2 статьи 32, статья 35 Конституции).
Свобода вероисповедования содержит двусторонность, совмещает в себе частное и общенародное начало. В первом случае, право осуществляется путем выбора каждого той или иной веры, во втором случае, гражданин имеет право индивидуально или совместно с другими исповедовать религию.
Все религиозные объединения равны перед законом, а лицо или группа лиц, исповедующих определенную религию не должны состоять в преимущественном положении по сравнению с представителями иной религии.
Учет религиозной организации уполномоченным государством органом по делам религий позволяет выявить соотношение деятельности организации декларируемым ценностям, оценить общественную безопасность функций и действий религиозной общины.
Религиозная организация, при учетной регистрации в уполномоченном органе, имеет право осуществлять религиозную деятельность в пределах территории, указанных в Уставе организации.
Последователи зарегистрированной религиозной организации, имеют право на осуществление религиозной деятельности за пределами своего места расположения. А случаи, когда данные требования закона понимаются иначе, точнее сказать, требование о повторном прохождении учетной регистрации как религиозная организация не обоснованы и не соответствуют нормам статьи 32 Конституции.
Религиозная организация считается одним из видов некоммерческих организаций и подразделением социальной структуры общества. В связи с тем, что за последние годы религиозные организации стали одним из активных элементов общества, законодатель утвердил вышеуказанные требования по учетной регистрации религиозных организаций. Данные требования не могут быть рассмотрены как ограничения по вероисповеданию.
Полномочия местного кенеша вытекают из пункта 4 части 3 статьи 112 Конституции, где указано, что в соответствии с законом местные кенеши решают иные вопросы местного значения.
Однако, основываясь на принципах определения вопросов местного значения, закрепленных в статье 16 Закона «О местном самоуправлении», согласование списка граждан, являющихся инициаторами создания религиозной организации, согласно Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» если функции учетной регистрации возложены на государственный орган по делам религий, то они не могут относиться к вопросам местного значения.
Вышеуказанный Закон не определяет критерии согласования списка граждан, не соблюдение которого со стороны инициаторов при согласовании с местным кенешем может привести к отказу. Такая правовая неопределенность в вопросах порядка, сроков, критериев согласования приводит к разному пониманию и применению местными кенешами оспариваемой заявителем нормы. Отсутствие закрепленных законом процедур отказа при согласовании списка инициаторов для создания религиозной организации местным кенешем, лишает обращающихся защиты своих прав в судебном порядке. Это, в свою очередь, приводит к нарушению права на свободу объединения, закрепленного в статье 35 Конституции.
Учитывая социальную активность религиозных организаций, деятельность которых в той или иной мере может влиять на решение вопросов местного значения, законодателю следует предусмотреть в законе обязанность информирования органов местного самоуправления религиозными организациями, о своем намерении осуществлять свою деятельность на соответствующей территории.
По данному делу имеются особые мнения судей Конституционной палаты.
Председательствовал: Касымалиев Мукамбет Шадыканович
Судья – докладчик Осмонова Чолпон Омоковна