Меню навигации+

О проверке конституционности некоторых нормативных положений ЗКР «Об Адвокатуре КР и адвокатской деятельности»

11 марта 2015 года Конституционная палата приняла решение о том, что нормативные положения части 1, 4 статьи 2, статьи 15, части 6 статьи 21, пунктов 5, 6 части 2, пункта 3 части 4, пункта 6 части 5 статьи 22, пунктов 2, 3 части 1 статьи 26, частей 5, 6 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» не противоречат Конституции.

 

Из обращений граждан Жорокулова М. М., Раимкул уулу Касымбека, Жунусова Ж. и Токталиева А.У. следует, что оспариваемые нормы обозначенного Закона, принуждая вступать адвокатов в Адвокатуру, нарушают их право на создание общественных объединений или вступление в них на основе добровольности и свободного волеизъявления, закрепленное в статье 35 Конституции, при этом, против воли адвоката принуждают быть членом Адвокатуры. По их мнению, оспариваемые нормы Закона также ограничивают установленное частью 2 статьи 4 Конституции право присоединяться к политическим партиям, профессиональным союзам и другим общественным объединениям по своему свободному волеизъявлению.

 

Конституционная палата, обсудив доводы сторон, пояснения иных лиц, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

Конституция устанавливает жизненно важные для человека и гражданина права и свободы, которые лежат в основе обеспечения ему достойной жизни, реализации естественного права на участие в управлении тем обществом, членом которого он является, создание таких социальных, политических и экономических условий, которые позволили бы удовлетворить его материальные и духовные потребности. Одним из таких прав, безусловно, является право граждан на объединение.

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 года провозглашает право каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций (статья 20). Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

 

Реализуя нормы международного права, Конституция Кыргызской Республики предоставила гражданам право на создание политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов (часть 2 статьи 4).

 

Объединения граждан являются самым значимым институтом гражданского общества, одним из путей вовлечения их в политическую, экономическую и социально-культурную жизнь страны. Возможность объединения позволяет гражданам сосредоточить свои желания и интересы, реализовать возможности, проявить свои способности и, тем самым, удовлетворить свои потребности.

 

При этом Конституция особо подчеркивает свободу выбора гражданина в вопросе объединения. Так, Конституцией устанавливается, что каждый имеет право на свободу объединения (статья 35).

 

Особенность права на объединение включает в себя не только полную свободу волеизъявления граждан на объединение, но и такие неотъемлемые составляющие как самостоятельность в вопросе определения целей и задач, выработке путей их решения. Тогда как цели и задачи адвокатуры вытекают из конституционно значимых публично-правовых отношений.

 

Конституция, провозглашая Кыргызскую Республику демократическим и правовым государством, устанавливает в многочисленных своих положениях гарантии независимого и справедливого правосудия, а также на получение квалифицированной юридической помощи, а в отдельных случаях, – за счет государства (статья 40). Право на получение такой помощи означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень предоставляемой юридической помощи. Это объясняет повышенные требования к уровню квалификации адвоката, его поведению и добросовестному исполнению им взятых на себя обязательств, как субъекту, непосредственно участвующему в достижении целей правосудия. Ввиду этого, адвокатская деятельность является особой сферой пересечения частно-правовых интересов граждан и публично-правовых интересов государства. Выполнение конституционно-значимой задачи по построению эффективной системы правосудия, обеспечения всеобщего доступа к средствам квалифицированной защиты государство не может обойтись без механизма обучения, контроля и оценки, с тем, чтобы гарантировать качество предоставляемой юридической помощи. Выполнение указанных публично-правовых функций является важнейшим отличием института Адвокатуры от других общественных объединений, создаваемых гражданами на основе принципа общности интересов, вследствие чего принцип добровольности объединений по смыслу статей 4 и 35 Конституции не применим в отношении института Адвокатуры. В этой связи, Адвокатура в силу своей особой значимости наделяется Конституцией исключительным публично-правовым статусом, напрямую обязывает государство урегулировать законом вопросы организации деятельности адвокатуры, а также прав, обязанностей и ответственности адвокатов (статья 57).

 

На основании изложенного, особые требования при допуске к адвокатской деятельности, обязательное членство в самоуправляемом профессиональном сообществе, уплата членских взносов, непрерывное повышение квалификации, соблюдение Кодекса профессиональной этики, ответственность за небезупречное поведение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей должны рассматриваться как социально оправданное и вытекающее из Конституции необходимое требование для обеспечения жизненно важных общественных интересов в сфере осуществления правосудия.

 

Вместе с тем, положения Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» не регламентируют на должном уровне многие вопросы, связанные непосредственно с осуществлением адвокатской деятельности и содержат правовые пробелы.

 

Неопределенность в правовом регулировании вопросов дисциплинарной ответственности и отзыва лицензии адвокатов без участия профессионального сообщества, отсутствие организационно-правовых форм текущей деятельности адвокатов и механизмов обеспечения независимости и самостоятельности каждого адвоката несут в себе потенциальную угрозу нормальному функционированию системы адвокатуры.

 

Законодателю, при внесении соответствующих поправок в Закон «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности», необходимо соблюдать принцип соразмерности государственного вмешательства, с одной стороны, оценки реальных возможностей самой организации и ее институциональной способности, с другой, при этом не допустить нарушения принципа независимости и самостоятельности каждого адвоката.

 

После внесения соответствующих изменений и дополнений должны быть исполнены нормы  указанные в части 6 статьи 32 Закона «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности».

 

Председательствовал в процессе                  КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                                  ОСКОНБАЕВ Эмиль Жолдошевич