Пресс-релиз по делу о проверке конституционности пункта 541 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утверждённых постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года №407
21 декабря 2022 года, Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 541 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утверждённых постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года №407, в связи с обращением Акматова Даниэля Женишбековича и Бекешева Дастана Далабайевича.
Конституционный суд пришёл к выводу, что оспариваемая норма не противоречит частям 1, 2 статьи 15, части 3 статьи 23, частям 1, 2 статьи 24, статьям 40, 41 Конституции КР.
Орган конституционного контроля в своём решении отметил, что отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает установление для них особого правового режима, в том числе специальных правил допуска их в эксплуатацию для всех без исключения владельцев таких средств. Соответственно установление таких требований и правил, обеспечивающих безопасность, охрану жизни и здоровья населения, не могут считаться дискриминационными.
Транспортное средство в силу расположения рулевого управления с правой стороны по ходу его движения вопреки установленному в стране правостороннему движению, является не только источником повышенной опасности, но и при его эксплуатации повышает угрозу безопасности дорожного движения.
Именно поэтому, законодатель, вводя запрет на ввоз транспортного средства с правосторонним расположением рулевого управления для регистрации, допуска к эксплуатации на территории Кыргызской Республики, предполагал его распространение и на составные части конструкции названного вида транспорта, в том числе и на кузов.
Это связано с тем обстоятельством, что кузов является одним из важнейших конструктивных компонентов любого автомобиля. От него во многом зависит масса, управляемость и безопасность транспортного средства. Кроме того, он имеет уникальный идентификатор (кузовная серия, номер и индивидуальный код детали), который подлежит регистрации, и определяет его как самостоятельное транспортное средство (имущество), позволяющее ему выступать объектом правоотношений. Соответственно, замена кузова как основной составляющей части конструкции автомобиля, имеющей уникальный идентификатор, по своей сути равноценна приобретению лицом самостоятельной единицы транспортного средства.
Конституционный суд также отметил, что установление запрета на замену кузова правосторонних транспортных средств было обусловлено конституционно закреплённым требованием особой защиты таких значимых для общества неотчуждаемых благ, как жизнь и здоровье человека, поскольку право собственности предполагает не только возможность реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, но и требует от соответствующих лиц выполнения им возложенных законом обязанностей, в том числе с учётом повышенной опасности имущества для окружающих. Соответственно, установленный оспариваемой нормой запрет не является ограничением и не нарушает конституционные права граждан.