Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о проверке конституционности статей 218 и 303 Трудового кодекса Кыргызской Республики, постановления Правительства Кыргызской Республики «О Перечне производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» от 24 марта 2000 года №158

 

 

22 ноября 2023 года, Конституционный суд рассмотрел по делу о проверке конституционности статей 218 и 303 Трудового кодекса Кыргызской Республики, постановления Правительства Кыргызской Республики «О Перечне производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» от 24 марта 2000 года №158 и признал их не противоречащими Конституции.

 

Конституционный суд в своём решении отметил, что Конституция гарантирует каждому право на свободу труда и охрану труда и здоровья, включая требования безопасности и гигиены. Государство несет обязанности по поддержанию и укреплению здоровья граждан, определяя правовое регулирование трудовых отношений, в том числе с учетом физиологических особенностей женщин.

 

Установление ограничений на труд женщин в статьях 218 и 303 Трудового кодекса, постановлении Правительства «О Перечне производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» обусловлено необходимостью защиты их здоровья, особенно репродуктивной функции, и подчеркивает важность сохранения их репродуктивного здоровья как ключевого элемента общественного благосостояния.

Наряду с этим, также отмечается, что право на труд, обеспечивающее жизненные потребности людей, и равный доступ к труду становятся ключевыми в мировой социально-экономической политике. Международные акты, такие как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, поддерживают равные права и возможности для мужчин и женщин без дискриминации.

 

Исходя из этого, законодатель в Законе
«О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» установил критерии гендерной дискриминации, определяющие понятие дискриминации по половому признаку и не подпадающие под него другие положения.

Реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода, что обязывает государство устанавливать дополнительные гарантии для женщин, в том числе в сфере трудовых отношений, направленные на охрану материнства, соответственно, оспариваемые нормы на запрет применения труда женщин представляются логичным и обоснованным воплощением этих положений.

 

 

Таким образом, принимая во внимание конституционную допустимость применения специальных мер, установленных законом и направленных на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами, и при этом не являющихся дискриминацией, Конституционный суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции.

Вместе с тем, учитывая, что Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, был утвержден в 2000 году и не подвергался каким-либо существенным изменениям можно констатировать, что высший исполнительный орган не уделяет достаточного внимания этой важной области жизнедеятельности граждан, которая требует систематического мониторинга, учета происходящих изменений в условиях труда, вызванных развитием техники и технологий. Некоторые вредные производственные факторы могли устраниться, либо их воздействие ослабло до такой степени, что теперь условия труда стали безопасными для репродуктивного здоровья женщин. Это обуславливает потребность регулярного обновления и обоснованности Перечня путем исключения из него тех производств, работ и должностей, где технические и научные достижения позволяют обеспечить безопасные условия для труда женщин.