Меню навигации+

О проверке конституционности некоторых норм положений Национального банка Кыргызской Республики

29 октября 2013 года Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности некоторых норм положений Национального банка Кыргызской Республики и вынесла по нему свое решение. Поводом к рассмотрению дела явились обращения граждан Абдразакова Н. А., Кемпирбаевой Ч.С.

 

 История вопроса

Согласно банковскому законодательству при обнаружении фактов нарушения банками, их должностными лицами норм законодательства, актов Национального банка Кыргызской Республики, вовлечения банка в операции, угрожающие его стабильности Национальный банк через уполномоченный им орган может применить в отношении такого банка, его должностных лиц предупредительные меры и санкции. Так, Абдразаков Н. А., занимавший должность председателя Правления и Кемпирбаева Ч.С., занимавшая должность вице-президента ОАО «АзияУниверсалБанк», постановлением Комитета по надзору Национального банка Кыргызской Республики «О должностных лицах ОАО «АзияУниверсалБанк» от 16 июня 2011 года №12/5 были признаны причастными к действиям, классифицируемым как нездоровая и небезопасная банковская практика. Данное постановление принято в соответствие с законами «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», а также подпунктами 6.9.3, 6.9.4 Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года N 16/2 и подпунктом 5 б) пункта 16.1 Положения «О лицензировании деятельности банков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года, №5/7.. Исходя из полномочий, определенных конституционным Законом Кыргызской Республики «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», Конституционной палатой рассмотрены вышеуказанные нормы двух положений, утвержденных постановлениями Правления Национального банка, которые относятся к числу нормативных правовых актов.

 

Позиция заявителя

По мнению заявителей, их конституционные права и свободы на труд и распоряжение своими способностями к труду ограничены подзаконными нормативными правовыми актами – актами Национального банка, а не Конституцией или законом, что, по их мнению, противоречит части 3 статьи 42, частям 1 и 2 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики.

 

Позиция Конституционной палаты

Конституция гарантирует каждому свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Отдавая предпочтение тому или иному способу реализации данной свободы, граждане соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловливаются установленным законом правовым статусом субъектов этой деятельности, включая права и обязанности, а также государственные гарантии их реализации и меры ответственности. Во исполнение функций надзора за банковской системой Кыргызской Республики Национальный банк согласно банковскому законодательству выполняет такие действия, как лицензирование банков, регулирование деятельности банков и их должностных лиц. Законодатель особо выделил функцию банковского надзора, учитывая особый статус банков – специализированных организаций, уполномоченных на аккумулирование денежных средств, в том числе у населения, в виде вклада (депозита) и последующего их использования от своего лица. Поскольку именно банкам разрешено привлечение денежных средств у населения в виде депозитов и вкладов на банковские счета через механизм публичного договора, то такой статус банков предполагает особый механизм надзора за их деятельностью. В связи с этим, Национальный банк, как орган надзора за деятельностью коммерческих банков, вправе требовать, чтобы все банки занимались разрешенной деятельностью, а должностные лица банков обладали безупречной репутацией, специальными познаниями в сфере банковской деятельности, так как им доверены денежные средства или имущество населения. Именно поэтому законодатель установил обязанность Национального банка определять минимальные требования для должностных лиц, при соответствии которым, лица обладают правом занимать руководящие должности в банке. Обязательность процедуры согласования должностных лиц банка дает возможность Национальному банку отслеживать прохождение на руководящие должности только лиц, вызывающих доверие. Если эти лица нарушат нормы законодательства, вовлекут банк в занятие нездоровой и небезопасной банковской практикой, тем самым утратят доверие, то Национальный банк вправе сменить их, в установленном законом порядке. В целях защиты национальной безопасности, частью которой является финансовая безопасность, для предотвращения рисков угроз финансовой безопасности законодатель предусмотрел повышенные требования к кандидатам на определенные должности в коммерческих банках и надзор за соблюдением данных требований возложил на Национальный банк. Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции Кыргызской Республики. Конституционная палата решила подпункты 6.9.3 и 6.9.4 Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года № 16/2 и подпункт 5 б) пункта 16.1 Положения «О лицензировании деятельности банков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года № 5/7, признать соответствующими Конституции Кыргызской Республики.  По данному решению имеется особое мнение судьи Сооронкуловой К.С.

 

Председательствовал Касымалиев Муканбет Шадыканович

Судья-докладчик Айдарбекова Чинара Аскарбековна

29 октября 2013 года Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности некоторых норм положений Национального банка Кыргызской Республики и вынесла по нему свое решение. Поводом к рассмотрению дела явились обращения граждан Абдразакова Н. А., Кемпирбаевой Ч.С.

 

 

 История вопроса

Согласно банковскому законодательству при обнаружении фактов нарушения банками, их должностными лицами норм законодательства, актов Национального банка Кыргызской Республики, вовлечения банка в операции, угрожающие его стабильности Национальный банк через уполномоченный им орган может применить в отношении такого банка, его должностных лиц предупредительные меры и санкции. Так, Абдразаков Н. А., занимавший должность председателя Правления и Кемпирбаева Ч.С., занимавшая должность вице-президента ОАО «АзияУниверсалБанк», постановлением Комитета по надзору Национального банка Кыргызской Республики «О должностных лицах ОАО «АзияУниверсалБанк» от 16 июня 2011 года №12/5 были признаны причастными к действиям, классифицируемым как нездоровая и небезопасная банковская практика. Данное постановление принято в соответствие с законами «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», а также подпунктами 6.9.3, 6.9.4 Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года N 16/2 и подпунктом 5 б) пункта 16.1 Положения «О лицензировании деятельности банков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года, №5/7.. Исходя из полномочий, определенных конституционным Законом Кыргызской Республики «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», Конституционной палатой рассмотрены вышеуказанные нормы двух положений, утвержденных постановлениями Правления Национального банка, которые относятся к числу нормативных правовых актов.

 

Позиция заявителя

По мнению заявителей, их конституционные права и свободы на труд и распоряжение своими способностями к труду ограничены подзаконными нормативными правовыми актами – актами Национального банка, а не Конституцией или законом, что, по их мнению, противоречит части 3 статьи 42, частям 1 и 2 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики.

 

Позиция Конституционной палаты

Конституция гарантирует каждому свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Отдавая предпочтение тому или иному способу реализации данной свободы, граждане соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловливаются установленным законом правовым статусом субъектов этой деятельности, включая права и обязанности, а также государственные гарантии их реализации и меры ответственности. Во исполнение функций надзора за банковской системой Кыргызской Республики Национальный банк согласно банковскому законодательству выполняет такие действия, как лицензирование банков, регулирование деятельности банков и их должностных лиц. Законодатель особо выделил функцию банковского надзора, учитывая особый статус банков – специализированных организаций, уполномоченных на аккумулирование денежных средств, в том числе у населения, в виде вклада (депозита) и последующего их использования от своего лица. Поскольку именно банкам разрешено привлечение денежных средств у населения в виде депозитов и вкладов на банковские счета через механизм публичного договора, то такой статус банков предполагает особый механизм надзора за их деятельностью. В связи с этим, Национальный банк, как орган надзора за деятельностью коммерческих банков, вправе требовать, чтобы все банки занимались разрешенной деятельностью, а должностные лица банков обладали безупречной репутацией, специальными познаниями в сфере банковской деятельности, так как им доверены денежные средства или имущество населения. Именно поэтому законодатель установил обязанность Национального банка определять минимальные требования для должностных лиц, при соответствии которым, лица обладают правом занимать руководящие должности в банке. Обязательность процедуры согласования должностных лиц банка дает возможность Национальному банку отслеживать прохождение на руководящие должности только лиц, вызывающих доверие. Если эти лица нарушат нормы законодательства, вовлекут банк в занятие нездоровой и небезопасной банковской практикой, тем самым утратят доверие, то Национальный банк вправе сменить их, в установленном законом порядке. В целях защиты национальной безопасности, частью которой является финансовая безопасность, для предотвращения рисков угроз финансовой безопасности законодатель предусмотрел повышенные требования к кандидатам на определенные должности в коммерческих банках и надзор за соблюдением данных требований возложил на Национальный банк. Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции Кыргызской Республики. Конституционная палата решила подпункты 6.9.3 и 6.9.4 Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года № 16/2 и подпункт 5 б) пункта 16.1 Положения «О лицензировании деятельности банков», утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года № 5/7, признать соответствующими Конституции Кыргызской Республики.  По данному решению имеется особое мнение судьи Сооронкуловой К.С.

Председательствовал Касымалиев Муканбет Шадыканович

Судья-докладчик Айдарбекова Чинара Аскарбековна