Меню навигации+

Декреты Временного Правительства Кыргызской Республики о национализации имущества, а также иные декреты ВП КР не могут быть предметом судебного разбирательства в рамках конституционного или любого другого вида судопроизводства

11 июля 2014 года Конституционная палата приняла решение о том, что Декреты Временного Правительства Кыргызской Республики от 3 ноября 2010 года № 146 «О национализации земельного участка и нежилого помещения, расположенных по адресу: город Джалал-Абад, ул. Курманбека, 8», от 3 июня 2010 года № 60 «О национализации общества с ограниченной ответственностью «Ташкомур», от 12 августа 2010 года № 121 «О национализации 13, 21 процента акций открытого акционерного общества «Кантский цементный завод», от 20 мая 2010 года № 48 «О национализации земельного участка и объектов общества с ограниченной ответственностью «Пансионат Витязь», от 19 июля 2010 года № 99 «О национализации объектов оздоровительно-туристического комплекса «Аврора Грин», пункт 4 Декрета Временного Правительства Кыргызской Республики от 28 сентября 2010 года № 130 «О внесении изменений и дополнения в некоторые декреты Временного Правительства Кыргызской Республики», а также иные Декреты Временного Правительства Кыргызской Республики не могут быть предметом судебного разбирательства в рамках конституционного или любого другого вида судопроизводства.

 

Данными Декретами национализированы ряд объектов физических и юридических лиц.

Конституционная палата рассмотрела обращения компании «United Cement Group PLC», обществ с ограниченной ответственностью «Эмгек Курулуш», «Ташкомур», «Пансионат «Витязь», «О.К.К.В.» и граждан Калимовой С.Л., Байгобылова Б.А., Баева В.В. и других, имущество и акции которых в 2010 году были национализированы оспариваемыми декретами Временного Правительства Кыргызской Республики.

 

По мнению заявителей, обозначенными декретами: нарушены права на частную собственность; собственность национализирована без возмещения стоимости объектов; национализация проведена путем издания Декрета, а не закона; декреты не соответствуют Конституции по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку его принятия; не имеется ни решения суда, ни обвинительного приговора, устанавливающего виновность или нарушение законодательства Кыргызской Республики. Также субъекты обращения отмечают, что выше обозначенные Декреты противоречат Декрету Временного Правительства Кыргызской Республики от 19 июля 2010 года № 103 «Об утверждении Порядка принудительного изъятия имущества».

 

Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

Переход всей полноты государственной власти Временному Правительству 7 апреля 2010 года стало результатом произошедших в стране социально-политических событий.

Примеры создания подобных органов в мировой истории свидетельствуют о том, что они, как правило, выступают временными органами власти в условиях переходного периода или острого социально-политического кризиса и обязаны обеспечить должное функционирование административно-политического механизма государства.

Социально-политический кризис носит объективный характер и представляет собой развивающуюся политическую реальность, которая может независимо от воли тех или иных субъектов политических отношений создавать общественные отношения, которые выходят за рамки процедур и правил, установленных политической системой государства.

 

Политические решения в кризисных ситуациях – важнейшая часть целостного политического процесса, возникающего и развивающегося в связи с экстраординарными событиями, представляющего нечто новое и специфическое по сравнению с тем, что характерно для обычного стабильного состояния политической системы.

Цель таких решений состоит в стабилизации социально-политической ситуации, преодолении критического состояния и социально-политической напряженности, обеспечении правопорядка, безопасности государства и населения, то есть в целом управления государством в переломный момент с целью выхода из социально-политического кризиса.

 

Временное Правительство, как орган власти переходного периода, взяла на себя ответственность за проведение конституционной реформы и формирования на ее основе конституционных органов государственной власти.

Особенности управления государством в условиях острого кризиса, подобного тому, который имел место в апреле 2010 года, заключается в необходимости принятия органом, возложившим на себя функции государственной власти, решений, направленных на стабилизацию или изменение общественно-политической ситуации, разрешение иных проблемных вопросов.

 

Декреты по своему целевому предназначению обеспечивали полноценное функционирование государства во всех сферах его жизнедеятельности в период кризисной социально-политической ситуации.

В демократическом правовом государстве национализация должна применяться как исключительное средство экономической политики в отношении объектов частной собственности, имеющих стратегическое значение для государства. Национализация в этом смысле не является мерой наказания, а имеет социально-экономическое значение и должна отвечать публичным интересам общества и заключаться в обеспечении надежного функционирования того или иного сектора экономики государства.

 

Национализация, осуществленная Временным Правительством, носила иной характер и была обусловлена исключительными обстоятельствами.

Изъятие имущества у частных собственников на основании Декретов о национализации явилось мерой исключительного характера, обусловленное экстраординарностью ситуации и наличием особой необходимости.

С принятием Конституции 2010 года и реализацией ее положений, Временное Правительство Декретом №147 объявило о своем расформировании, большинство Декретов Временного Правительства утратили свою юридическую силу.

Декреты о национализации сохраняют свое юридическое значение, отношения, возникшие на их основе имеют длящийся характер и порождают для субъектов определённые юридические последствия, в связи с чем возникает правомерный вопрос о их роли и месте в действующей системе права, о возможности их обжалования в судебном порядке.

Акты органа временной власти о национализации, принятые в экстраординарных условиях, с восстановлением конституционного порядка и в условиях функционирования государства и его органов в правовом режиме, должны быть формализованы в порядке, установленном действующим законодательством.

В случаях, если при изъятии имущества на основании Декретов были допущены нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, их законные притязания должны быть рассмотрены компетентными государственными органами. При этом, любые ограничения, связанные с правом частной собственности должны быть оправданы и соразмерны конституционно значимым целям.

 

В силу требований Конституции и конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», в соответствии с которыми предметом проверки должны быть строго формализованные законы и иные нормативные правовые акты, принятые и введенные в действие с соблюдением установленных процедур, вопрос о конституционности оспариваемых Декретов не может быть решен Конституционной палатой, по существу. Оспариваемые Декреты приняты вне установленных нормотворческих процедур, не обладают формальными признаками нормативных правовых актов и не могут быть исследованы и разрешены юридическими способами, имеющимися в распоряжении Конституционной палаты. Более того, именно по этой причине Декреты не могут быть предметом рассмотрения и судов общей юрисдикции.

Следовательно, органам государственной власти с целью детального изучения вопросов, затрагиваемых оспариваемыми Декретами и обеспечения заинтересованных субъектов правом на доступ к правосудию, необходимо предпринять должные меры, разработать механизм разрешения спорных вопросов в рамках действующего правового поля.

Содержательное значение данного обязательства выражается в создании необходимых условий, в которых субъект любой из форм собственности будет иметь возможность реализации по своему усмотрению своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также будет иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае необходимости.

 

В это связи Конституционная палата поручила Правительству Кыргызской Республики создать правовые механизмы, обеспечивающие в разумные сроки разрешение спорных отношений по Декретам Временного Правительства Кыргызской Республики и возможность восстановления имущественных прав законных собственников. При этом, решения, принятые по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части решения должны иметь форму актов Правительства, позволяющих субъектам спорных отношений реализовать свое право на судебную защиту.

 

Председательствовал в процессе     КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                   СООРОНКУЛОВА Клара Сыргакбековна