Меню навигации+

О проверке конституционности части 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» в связи с обращениями граждан Миронова А.М. в интересах гражданина Султанова К.К., Насировой Т.Ж., и Саатова Т.Д. в интересах Эркебаевой Г.А., Максутова З.С.

27 декабря 2013 года Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности части 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» в связи с обращениями вышеуказанных граждан.

Основанием к рассмотрению ходатайств граждан явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции часть 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики».

 

История вопроса

В соответствии с частью 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» в редакции от 13 июня 2011 года, решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принималось Генеральным прокурором.

Однако дополнением, внесенным в часть 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» законом «О внесении дополнения и изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 10 августа 2012 года № 167, право возбуждения уголовного дела в отношении судьи, помимо Генерального прокурора, было предоставлено и уполномоченными им прокурорами не ниже статуса прокуроров областей, городов Бишкек и Ош.

Согласно ходатайствам заявителей, которые являются судьями Кыргызской Республики, в отношении их уголовные дела были возбуждены областными прокурорами и прокурором города Бишкек.

В этой связи заявители обратились в Конституционную палату с просьбой признать неконституционной часть 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики».

 

Позиции сторон

Позиция обращающейся стороны основана на том, что передача полномочий для возбуждения уголовных дел в отношении судей прокурорам областей и города Бишкек в соответствии с частью 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики», противоречит части 2 статьи 11 обозначенного закона, согласно которой гарантии независимости судьи, предусмотренные Конституцией и указанным законом, не могут быть отменены либо снижены ни при каких обстоятельствах. Независимость судьи обеспечивается запретом, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность судьи с чьей бы то ни было стороны. Внесенное изменение в оспариваемую норму расширило круг лиц, наделенных правом возбуждения уголовного дела в отношении судьи, что автоматически снижает статус судей, обладающих правом неприкосновенности, и входит в противоречие с частями 2, 3, 4, 9 статьи 94 Конституции. Также вышеназванные изменения в часть 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» были приняты без соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 6 Конституции. Независимость судей закреплена в Конституции и судьи подчиняются только Конституции и законам. Государство, исходя из конституционно закрепленного принципа независимости судей, должно обеспечить его соблюдение. Однако внесенные 10 августа 2012 года дополнения в конституционный закон «О статусе судей Кыргызской Республики» не обеспечивают независимость судей, гарантированную Конституцией, и противоречат статьям 6, 16 и части 1 статьи 94 Конституции.

Представитель Жогорку Кенеша Кыргызской Республики – стороны ответчика считает, что требования обращающийся стороны не являются убедительными и просит их оставить без удовлетворения.

 

Позиция Конституционной палаты

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. На судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам свобод, прав, обязанностей и собственности граждан и юридических лиц. Именно поэтому независимость судей является залогом законности и неотъемлемой гарантией для всех лиц, кто добивается правосудия и защиты прав человека.

Судебная защита является универсальным правовым средством государственной защиты прав и свобод человека, и гражданина, выполняющим обеспечительно - восстановительную функцию в отношении всех других конституционных прав и свобод. Это правовое средство может быть действенным и эффективным только в условиях независимости судебной власти и судьи – носителя судебной власти. Именно в связи с этим в Конституции закреплен принцип независимости судей.

Конституционные положения о независимости, неприкосновенности судей, подчинении их только Конституции и законам, запрете на вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия определяют правовой статус судьи и закрепляют судебную власть как независимую и беспристрастную ветвь государственной власти (части 1, 2, 3 статьи 94 Конституции).

Суть принципа независимости судей состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых судья мог бы иметь реальную возможность свободно принимать решения, подчиняясь только Конституции и законам, и действовать без каких-либо ограничений, постороннего воздействия, влияния, давления, угроз, вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

При этом, независимость судебной власти и судьи, как носителя судебной власти, не должна рассматриваться как привилегия судьи. Она является гарантией против внешнего давления при вынесении судебных решений, и оправдана необходимостью дать судьям возможность выполнять возложенную на них обязанность по защите прав и свобод человека. В этой связи особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи является своего рода процессуальной гарантией и подтверждением особого статуса судебной власти, призванной играть роль сдерживающего и стабилизирующего фактора в обществе, и обусловлены их должностным статусом в силу осуществления ими важной государственной функции по отправлению правосудия.

Конституционная палата отмечает, что возбуждение уголовного дела в отношении судьи в соответствии с действующим законодательством, при наличии обоснованных подозрений в совершении преступления не является вторжением в деятельность и независимость судьи. Именно с учетом особого статуса судьи, закрепленного в Конституции, в конституционном законе «О статусе судей Кыргызской Республики» было установлено, что только Генеральный прокурор может возбуждать уголовное дело в отношении судьи (часть 1 статьи 30 в редакции от 09.07.2008г.). Придание такого полномочия только Генеральному прокурору было обусловлено необходимостью ограничения круга лиц, имеющих право давать юридическую оценку о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела в отношении судьи. Наличие такой нормы согласовывалось с частью 3 статьи 94 Конституции и снижало возможность воздействия на судью. При этом ответственность за обоснованность возбуждения уголовного дела в отношении судьи возлагалась исключительно на Генерального прокурора. Однако дополнение, внесенное законодательным органом в часть 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» конституционным законом «О внесении дополнения и изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 10 августа 2012 года № 167, которым право возбуждения уголовного дела в отношении судьи, помимо Генерального прокурора, было предоставлено и уполномоченными им прокурорами не ниже статуса прокуроров областей, городов Бишкек и Ош практически нивелировал особый конституционно - правовой статус судьи и, следовательно, несоразмерно упростил порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи. При этом законодатель, предоставляя прокурорам различных уровней право возбуждать уголовное дело в отношении судьи, не принял во внимание принцип единого статуса судей всех судов.

Общественно-политическое мнение, сложившееся о судебной системе, не может и не должно служить основанием для умаления независимости и неприкосновенности судебной ветви власти и нарушения фундаментальных основ государственного устройства.

На основании изложенного, Конституционная палата признала нормативное положение части 1 статьи 30 конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики», предоставляющее уполномоченными Генеральным прокурором прокурорам не ниже статуса прокуроров областей, городов Бишкек и Ош право возбуждения уголовного дела в отношении судьи, неконституционным. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики было поручено внести соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты, вытекающие из указанного решения.

 

 

Председательствовал в процессе    КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                     МАМЫРОВ Эркинбек Тобокелович