Меню навигации+

О проверке конституционности части 4 статьи 28 конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» в связи с обращением гражданина Етекбаева Р.И.

15 января 2013 года Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности части 4 статьи 28 конституционного закона  «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» в связи с обращением гражданина Етекбаева Рината Изтаевича. Основанием к рассмотрению ходатайства явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции часть 4 статьи 28 конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики».

 

История вопроса

Етекбаев Р.И. обращался в Конституционную палату с ходатайством о признании нормативного правового акта – Положения о порядке проведения медицинского  освидетельствования на предмет установления состояния опьянения или факта употребления психоактивных веществ в Кыргызской Республике, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 02.05.2001 года № 137 неконституционным. Конституционная палата вынесла определение об отказе в принятии к производству обращения гражданина Етекбаева Р.И., в соответствии с  частью 4 статьи 28  конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», согласно которой отмена или утрата силы акта, конституционность которого оспаривается, влечет за собой отказ в принятии к производству Конституционной палатой. В этой связи, Етекбаев Р.И. повторно обратился в Конституционную палату с обращением осуществить проверку части 4 статьи 28 конституционного Закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» на предмет конституционности.

 

Позиция  заявителя

Оспариваемая норма противоречит части 7 статьи 97 Конституции, где предусмотрено право каждого оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если он считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией. Часть 4 статьи 28 конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» не допускает возможности проверки конституционности отмененных или утративших силу нормативных правовых актов, следовательно, она не направлена на защиту прав и свобод граждан, и по самой своей природе, нарушает их права, указанные в части 7 статьи 97 Конституции.  

 

Позиция Конституционной палаты

В соответствие со статьей 97 Конституции Конституционная палата признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции, дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, дает заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию. Данные полномочия Конституционной палаты являются исчерпывающими и не могут быть расширены другими законами. При этом часть 7 статьи 97 Конституции предоставляет каждому оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией.

 

Таким образом, статья 97 Конституции, предоставляя право обращения в Конституционную палату, не связывает это действие с непосредственным нарушением прав и свобод субъекта обращения. Такой вид конституционного контроля именуется абстрактным и преследует цель - соблюдение нормотворческим органом Конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов. Конституционная палата в рамках своих полномочий, определенных Конституцией и конституционным законом, рассматривает только действующие нормативные правовые акты в порядке, установленном конституционным законом. Исходя из пределов полномочий Конституционной палаты, указанных в Конституции, полномочие по осуществлению нормоконтроля не предполагает рассмотрение нормативных правовых актов, которые были отменены или утратили свою силу, поскольку конечная цель принимаемых решений Конституционной палатой это отмена действия нормативного правового акта противоречащего Конституции.

 

Таким образом, рассматриваемое положение части 4 статьи 28 конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», предусматривающего в качестве одного из оснований для отказа в принятии обращения к производству Конституционной палаты отмену или утрату силы акта, конституционность которого оспаривается, вытекает из смысла полномочий Конституционной палаты, определенной Конституцией и правовых последствий принимаемых ею актов (части 6, 9 статьи 97) и не противоречит Конституции Кыргызской Республики.   По данному решению Конституционной палаты имеется особое мнение судей Осконбаева Э.Ж. и Сооронкуловой К.С.

 

 

Председательствовал в процессе          КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                          АЙДАРБЕКОВА Чинара Аскарбековна