Меню навигации+

О проверке конституционности статьи 427 Трудового кодекса КР

26 ноября 2013 года Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности статьи  427 Трудового кодекса Кыргызской Республики и вынесла по нему свое решение.

 Поводом к рассмотрению дела явились обращения граждан Токтоналиева А.С. и Чокморова Б.С.

 

 История вопроса

Статья 427 Трудового кодекса Кыргызской Республики содержит положение о разрешении во внесудебном порядке индивидуальных трудовых споров руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий, а также о невозможности обжалования решений, принятых в порядке, установленном данной статьей.

Токтоналиев А.С., занимавший должность статс-секретаря Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, был освобожден в соответствии со статьей 14 закона «О государственной службе» от указанной должности распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики.

С аналогичным ходатайством в Конституционную палату обратился гражданин Чокморов Б.С., который занимал должность первого заместителя акима Ак-Талинского района Нарынской области и был освобожден от занимаемой должности распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики.

 

Позиция заявителей

Заявители отмечают, что статья 427 Трудового кодекса, регулирующая особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников, лишая граждан права на судебную защиту противоречит части 5 статьи 20 Конституции, установившей запрет на введение ограничения права на судебную защиту, и части 1 статьи 40 Конституции, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и тем самым лишила их права на судебную защиту.

 

Позиция Конституционной палаты

Прежде всего, к руководящим работникам, назначаемым Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики, относятся лица, занимающие политические государственные должности.

В соответствии с Конституцией и законодательством основным видом принудительного прекращения политической службы является принудительная или политическая отставка — освобождение от должности, при осуществлении которого высокопоставленные управомоченные должностные лица руководствуются, как правило, политическим усмотрением. В свою очередь, лицо, вступающее на политическую должность, должно понимать, что оно не застраховано от увольнения по политическим мотивам.

Следовательно, лица, замещающие политические должности, могут быть освобождены без наличия юридических оснований. Это право вытекает из специфики формы правления, установленной Конституцией. Основанием политической ответственности не является правонарушение. Сфера применения политической ответственности – политическая деятельность.

Установленный Конституцией порядок освобождения (смещения, отрешения, отставки) с государственной политической должности не предполагает наличия какого-либо индивидуального спора. Такая процедура осуществляется в порядке взаимного согласования и последующего утверждения принимаемых решений. В частности, выражение недоверия Жогорку Кенешем Правительству, становится основанием его отставки в случае принятия Президентом соответствующего решения. Недоверие, выраженное местными кенешами главе местной государственной администрации, становится основанием для принятия Премьер-министром решения о его освобождении.

Неосуществимость судебного обжалования решений Президента, Жогорку Кенеша, Премьер-министра об освобождении от политической должности, не является ограничением права на судебную защиту, гарантированного пунктом 8 части 5 статьи 20 и частью 1 статьи 40 Конституции, а вытекает из естественной логики системного характера механизма демократической власти, из необходимости обеспечения политической конкуренции, как фактора сменяемости субъектов государственной власти, а также действенности их политической ответственности.

Определяя отраслевую принадлежность норм, регулирующих деятельность на политической должности, следует также принять во внимание, что эти правоотношения возникают в публичной сфере, вытекают из реализации народовластия и политического права гражданина на принятие участия в управлении делами государства, следовательно, они не могут регулироваться нормами трудового законодательства. В этом смысле, Президент, Жогорку Кенеш, Премьер-министр и лица, назначаемые на политические должности, не могут рассматриваться как субъекты трудовых правоотношений (работодатели и работники).

Следовательно, и при увольнении с политической должности, как правило, не должны применяться основания и гарантии, установленные трудовым законодательством.

В отношении других руководящих работников, состоящих на государственной службе, в частности, занимающих административные государственные должности, освобождение которых осуществляется распоряжением Премьер-министра в порядке, определяемом законодательством, недопустимо введение ограничения права на судебное обжалование решений, принятых по вопросам их увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий.

Увольнение данной категории руководящих работников возможно исключительно по основаниям, определенным законодательством. В частности, такие государственные служащие, напротив, должны иметь гарантии независимости их деятельности от политических изменений в государстве, а выполнение ими своих профессиональных обязанностей должно носить аполитичный характер.

Аналогичный принцип должен действовать в отношении иных руководящих работников, входящих в номенклатуру должностей, на которые назначение, утверждение (освобождение) от должности осуществляется Премьер-министром.

Таким образом, статья 427 Трудового кодекса Кыргызской Республики признана соответствующей Конституции Кыргызской Республики в той мере, в какой эти законоположения имеют отношение к лицам, назначаемым, избираемым, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики на политические должности в силу реализации ими полномочий, предусмотренных Конституцией.

Статья 427 Трудового кодекса Кыргызской Республики признана не соответствующей Конституции Кыргызской Республики в той мере, в какой эти законоположения имеют отношение к лицам, занимающим административные государственные должности, а также иной категории руководящих работников, назначаемых Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Премьер-министром Кыргызской Республики.

Решение Конституционной палаты является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента провозглашения.

 

 

Председательствующий     КАСЫМАЛИЕВ  Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                  МАМЫРОВ  Эркинбек Тобокелович