Меню навигации+

О проверке конституционности нормативных положений части 2 статьи 53 Закона КР «О недрах», пункта 12 Положения «О порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами»

5 октября Конституционная палата ВС КР рассмотрела дело о проверке конституционности части 2 статьи 53 Закона КР «О недрах», пункта 12 Положения «О порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами», утвержденного постановлением Правительства КР от 14 декабря 2012 года №834 и приняла решение о признании их непротиворечащими Конституции КР.

 

Основанием для рассмотрения данного дела явились ходатайства ОсОО «Палладекс КР» и ЗАО «Текстоник», которые обратились в Конституционную палату с требованиями признать оспариваемые нормы, противоречащими части 5 статьи 6, частям 1, 3 статьи 20 Конституции КР.

 

В качестве доводов заявители приводят, что 9 августа 2012 года был принят новый Закон «О недрах», согласно которому введен новый неналоговый платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. В реализацию указанного Закона постановлением Правительства от 14 декабря 2012 года №834 было утверждено Положение «О порядке уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами», устанавливающий порядок уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий. В соответствии с оспариваемыми нормативными правовыми актами исчисление сроков для определения размеров оплаты лицензионных платежей по лицензиям, выданным до вступления в силу Закона «О недрах» от 9 августа 2012 года, осуществляется от даты первоначальной выдачи лицензии, что отягчает ответственность недропользователей, и тем самым нарушает их права и законные интересы. Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

В основу отношений по предоставлению права использования недр положена лицензионная система, которая является одним из способов, с помощью которой государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Целью лицензирования недропользования является обеспечение рационального и комплексного использования и охраны недр и неоспоримо указывает на ее публично-правовую природу.

 

Наличие лицензий на тот или иной вид недропользования является основополагающим в вопросе определения плательщика соответствующего вида налога и неналоговых платежей.

 

Законом «О неналоговых платежах» предусмотрено отчисление, которое является видом платежа вносимого недропользователем в местный бюджет на развитие и содержание инфраструктуры местного значения. Так, согласно статье 19-2 указанного Закона порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами устанавливаются Правительством, а платеж за удержание лицензии на право пользования недрами вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку, и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике.

 

Вышеуказанный лицензионный неналоговый платеж представляет собой особый вид публично-правовых платежей, взимание которого не только направлено на удовлетворение фискального интереса государства, но и позволяет решать задачи комплексного эффективного и рационального использования и охраны недр.

 

Конституция, как следует из ее статьи 13 во взаимосвязи со статьей 55, допускает взимание устанавливаемых законом обязательных публичных платежей в виде налогов и сборов. Вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых или неналоговых приобретает характер конституционного, поскольку связан с понятием законно установленных налогов и сборов.

 

Таким образом, неналоговые платежи, как и налоги, являются конституционно допустимыми платежами публичного характера, установленные законом и уплачиваемые в обязательном порядке. В связи с чем, законодатель, исходя из дискреции, предоставленной Конституцией, установил платеж за удержание лицензии на право пользования недрами в качестве экономического механизма стимулирования недропользователей к эффективному, быстрому освоению недр и направлен на поддержку местного бюджета для решения социально-экономических задач местного населения и региона.

 

Заявитель оспаривает порядок определения размеров оплаты лицензионных платежей, считая, что Жогорку Кенеш и Правительство ввели расчет платежа за удержание лицензией на право пользования недрами с приданием обратной силы периоду владения лицензией. В данном аспекте соразмерность установленного оспариваемой нормой правового регулирования следует оценивать главным образом во взаимосвязи с принципами справедливости и подвижности налогообложения и иных обязательных неналоговых платежей.

 

Принцип справедливости означает, что права и обязанности субъектов общественных отношений должны быть равны как по содержанию, так и по социальной ценности, направленный на  обеспечение учета личных и общественных интересов.

 

Справедливое налогообложение должно строиться на основе гармоничного сочетания финансовых интересов государства, общества и налогоплательщиков.

 

Принцип подвижности налоговой системы означает, что налоги и неналоговые платежи могут изменяться, исходя из социально-экономической ситуации страны и возможностей государства. При этом, данный принцип не допускает придание обратной силы новым налогам и неналоговым платежам.

 

Таким образом, указанные принципы устанавливают невозможность придания обратной силы новым налогам и неналоговым платежам, а их введение обуславливается социально-экономической ситуацией страны, с учетом интересов общества, государства и налогоплательщиков.

 

Законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка уплаты и исчисления платежа за удержание лицензий на право пользования недрами, не вышел за рамки вышеуказанных принципов и в полной мере осуществил соблюдение конституционного установления, предусмотренного частью 5 статьи 6 Конституции. Платеж за удержание лицензии, согласно части 3 статьи 53 Закона «О недрах», взимается с момента вступления его в силу по методике, утвержденной Правительством. Указанный Закон вступил в силу по истечении одного месяца с момента официального опубликования. Методика расчета лицензионного платежа, утвержденная Правительством, определена в соответствии с требованиями статьи 53 Закона «О недрах» и предусматривает учет срока фактического владения лицензией на недропользование. Такой подход законодателя в определении размера платежа является справедливым и исключает преимущества одних недропользователей над другими и ущемление прав недропользователей только получивших право пользования недрами над теми, кто получил это право ранее. Поэтому применённый законодателем подход в определении стоимости лицензионного платежа имеет отношение только к методике расчета платежа, через которую невозможно придать обратную силу платежу за удержание лицензии.

 

Конституционная палата также приходит к выводу, что требования заявителей относительно признания оспариваемых норм противоречащими частям 1 и 3 статьи 20 Конституции являются необоснованными, так как не имеют непосредственной конституционной смысловой связи, так как оспариваемые нормы устанавливают новые обязанности и не могут рассматриваться как нормы, умаляющие или ограничивающие права заявителей.

 

На данное решение Конституционной палаты имеются особые мнения двух судей Конституционной палаты.

 

Председательствующий на заседании  Касымалиев Мукамбет Шадыканович

Судья - докладчик                                       Бобукеева Меергуль Рыскулбековна