О проверке конституционности положений ЗКР «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
Образование и функционирование в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики депутатских групп вне фракции депутатов противоречит Конституции, такое решение было принято сегодня Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики.
Так, в Конституционную палату обратились гражданка Кочкарова Э.А. и фракции Жогорку Кенеша «Республика» и «Ата-Журт» о признании неконституционными и противоречащими Конституции нормативные положения закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», которые допускают образование в Жогорку Кенеше такой вид объединения депутатов, как депутатские группы, функционирующие наряду с фракцией депутатов.
По мнению заявителей, законодатель, внеся изменения и дополнения в закон «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», и допуская возможность функционирования в Жогорку Кенеше депутатских групп, создал предпосылки к раздроблению и прекращению деятельности депутатских фракций, что ставит под угрозу деятельность Жогорку Кенеша, в части формирования парламентского большинства и парламентской оппозиции, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Из части 3 статьи 70, статьи 73 Конституции следует, что депутат Жогорку Кенеша в обязательном порядке должен состоять и быть в составе фракции и не допускается возможность функционирования какого-либо иного объединения депутатов кроме фракций.
Возможность образования и функционирования депутатских групп в Жогорку Кенеше противоречит также части 3 статьи 4 Конституции, поскольку политические партии, прошедшие в Жогорку Кенеш по пропорциональной системе выборов, содействуют выражению политического волеизъявления граждан. Избиратели, проголосовавшие за политическую партию, выразили свое согласие на реализацию предвыборной программы партии и на представительство в Жогорку Кенеше граждан, включенных в партийный список. Вышедшие из состава фракции и объединившиеся в депутатские группы депутаты не могут быть проводниками предвыборной программы партии, тем самым нарушаются политические права не только политических партий, прошедших в парламент, но и их избирателей, поскольку они не голосовали и не могли голосовать за программы и членов депутатских групп.
Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Депутаты высшего представительного органа государственной власти становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа и соответственно выражают волю и интересы различных групп граждан - избирателей.
Предусмотренная Конституцией избирательная система выборов депутатов Жогорку Кенеша во взаимосвязи с частями 2, 3 статьи 4 Конституции предопределяет активное и непосредственное участие политических партий в процессе формирования высшего представительного органа – парламента Кыргызской Республики.
Политические партии, участвующие в выборном процессе в парламент, принимают решение о выдвижении списка кандидатов, которые соглашаясь со своим партийным выдвижением, дают основания к правомерным ожиданиям избирателей в том, что избранные депутаты войдут в партийную фракцию и примут меры к согласованному осуществлению своих полномочий в ее составе. Избрание депутата в составе партийного списка означает следование предвыборной программе партии в составе парламентской фракции.
Парламентские фракции согласно положениям Конституции занимают ключевое место в парламентском механизме. Смысл указанных конституционных положений, рассматриваемый в их взаимосвязи означает, что депутат не может оставаться вне фракции и быть свободным депутатом, или объединяться в отдельные вне фракционные депутатские группы.
Такая конструкция организации и деятельности парламента, заложенная в Конституции направлена на сохранение результатов выборного процесса и партийно-политических отношений при отправлении выборной публичной власти и имеет целью не допустить произвольного распоряжения депутатским мандатом вопреки конституционным началам народовластия и многопартийности.
Конституционно-правовой смысл части 3 статьи 70 Конституции, закрепляет пребывание депутата во фракции как его конституционную обязанность, а не право. Конституция связывает действие представительского мандата депутата с его вхождением и пребыванием в депутатской фракции политической партии, по списку которой он был избран.
Депутат Жогорку Кенеша, согласно Конституции, не связан императивным мандатом, и отзыв депутата не допускается. Такой статус депутата предоставляет ему право иметь собственные взгляды и мнения, не совпадающие с мнением фракции, что позволяет депутату свободно принимать решение, отвечающее его внутренним убеждениям и интересам избирателей. Однако это не предполагает возможность свободного распоряжения представительским мандатом, как самим депутатом, так и парламентской фракцией, как исключение из фракции, неучастие депутата в деятельности фракции, образование депутатами депутатской группы вне фракции.
Таким образом, оспариваемые нормативные положения Закона, предусматривающие право депутата не входить в состав фракции и остаться свободным депутатом, а также объединяться вне фракции в депутатские группы не соответствуют конституционным установлениям.
Положение статьи 14 закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предусматривает также право депутата Жогорку Кенеша, имеющего иное политическое воззрение объединяться внутри фракции в депутатские группы. Данное нормативное положение не вступает в прямое противоречие с Конституцией, поскольку позволяет обеспечить плюрализм мнений депутатов в рамках одной фракции и избежать партийного диктата. В связи с чем, депутаты одной фракции, имеющие иные позиции по рассматриваемым вопросам, а также по деятельности фракции в целом, вправе объединяться в группы, которые могут иметь как временный, так и устойчивый характер. Однако такие группы не могут наделяться правами, свойственными парламентским фракциям.
По данному решению Конституционной палаты имеются особые мнения судей Осконбаева Э.Ж. и Сооронкуловой К.С.
Председательствовал Касымалиев Мукамбет Шадыканович
Судья-докладчик Мамыров Эркинбек Тобокелович