Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла»

12 июля 2023 года, Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности части 1 статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла» и признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции.

Орган конституционного контроля в своём решении отметил, что Конституция в соответствии с целями социального государства обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, в том числе ветеранов войны, предоставляя им гарантии в виде пенсий, пособий и других мер социальной защиты и поддержки.

В реализацию конституционных установлений и Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, являющегося составной частью правовой системы Кыргызской Республики, принят Закон «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла».

Предоставление социальной защиты ветеранам войны, в частности участникам боевых действий на территории других государств, дифференцировано Законом на три группы лиц.

Первая группа лиц включает в себя военнослужащих, включая военных специалистов, военных советников, принимавших участие в боевых действиях, вторая группа — военнообязанных и автомобильных батальонов, участвовавших в Афганистане, а третья группа — рабочих и служащих, обслуживавших советский воинский контингент в Афганистане и получивших ранения или награжденных орденами и медалями СССР за свою деятельность в боевых действиях.

Конституционный суд отметил, что оспариваемые положения Закона субъектом соответствуют вышеотмеченному Соглашению за исключением формулировки «военных специалистов и военных советников», в то время как в Соглашении упоминаются «военные специалисты и советники», и до изменений в 2009 году в Законе была использована аналогичная формулировка.

В историческом контексте, военные специалисты и военные советники предоставляли свои знания и опыт для улучшения военных возможностей и эффективности, в то время как партийные советники фокусировались на политической деятельности и идеологической поддержке, но не участвовали непосредственно в боевых действиях в Афганистане.

Следовательно, поправки, заменившие «советников» на «военных советников» в Законе, не изменили сути и исходного значения положений пункта 3.1. Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года.

 

 

 

 

Включение заявителя в первую группу участников боевых действий на территории других государств и предоставление ему соответствующих гарантий и льгот в соответствии с Законом до внесения поправок было результатом неправильной трактовки положений межгосударственного соглашения, определяющего правовой статус лиц, находившихся на территории ДРА в период боевых действий.

Учитывая изложенное, Конституционный суд определил, что признание заявителя о неправомерном уменьшении его социальных гарантий и нарушении его конституционных прав является ошибочным.