Меню навигации+

Доклад Заместителя председателя Киргизбаева К.М. на тему: «Конституция – основа динамичного и стабильного развития общества и государства» на международной научно – практической конференции 29-30 августа 2016 года, г. Астана, Республика Казахстан

на международной научно – практической конференции

29-30 августа 2016 года, город Астана

 

 

Уважаемы участники международной научно-практической конференции!

 

Позвольте, прежде всего, от имени Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики поздравить Конституционный Совет Республики Казахстан с 25-летием Независимости и Днем Конституции Республики Казахстан, приветствовать участников конференции, а также выразить благодарность организаторам за приглашение принять участие и предоставленную возможность выступить на столь значимом мероприятии, являющейся важной площадкой обмена опытом и необходимой информацией между органами конституционного контроля.

 

Безусловно, тематика конференции является весьма актуальной, поскольку государство может быть успешным и процветающим только тогда, когда функционирование всех ветвей государственной власти, построение общественных отношений, отношений между гражданином и государством, строятся исключительно на диктатуре Закона.

 

Как Вам известно, с 1991 года Кыргызская Республика стала формироваться как самостоятельное государство. Страна вступила на путь демократического развития. Началась структурная и системная трансформация общественного и государственного устройства. Одной из первостепенных задач стало создание конституционного контроля — важнейшего атрибута демократического правового государства. Его возникновение неразрывно связано с Конституцией страны необходимостью обеспечения ее соблюдения и правовой защиты. Признание верховенства Конституции означает, что государство считает себя связанным основным законом и подчиняется ему. Это — одно из подтверждений стремления к утверждению демократического конституционного строя, построению правового государства.

 

В период принятия Конституции Кыргызская Республика стояла перед непростой задачей выстраивания системы законодательства на основе демократических ценностей, общепринятых в современных цивилизованных странах. При этом необходимо было сбалансировать права и свободы человека и гражданина, интересы индивидуума общества и государства, пребывая в рамках законности и демократичности и объединив власть и народ общей идеей верховенства права.

 

В связи с этим, принятие Конституции Кыргызской Республики является важнейшим этапом формирования кыргызской государственности, обретшей свои правовые рамки, как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

 

С уверенностью можно констатировать, что Конституция Кыргызской Республики явилась правовым фундаментом, позволяющим реализовать общепризнанные демократические принципы, обеспечивая при этом политическую, экономическую, социальную целостность в Кыргызстане.

 

В статье 1 Конституции Кыргызской Республики наша страна провозглашена правовым государством. Верховенство права, неотчуждаемые права и свободы человека, демократическое, унитарное, социальное государство и его суверенитет являются теми ценностями, которые определены Конституцией системно и в качестве основы государственного устройства и ориентира для социально-правового развития. На самом высоком уровне – конституционном – определены важнейшие принципы устройства власти, обозначены наиболее значимые государственные органы, основы их правового статуса.

 

Конституционные принципы не только должны пронизывать все законодательство, регулирующее общественные правоотношения, но и формировать идеологию высокого правосознания, уважения к Конституции, к праву как со стороны общества так и со стороны государственных институтов. В этом случае Конституция будет восприниматься как основной закон, определяющий жизнь общества и деятельность государства, а реализация конституционных положений будет продуктивной.

 

Конституция Кыргызской Республики наложила на государство, государственные органы, на должностных лиц общественные организации юридическую обязанность действовать в соответствии с ее основополагающими принципами. Конституция – единый политико – юридический документ, согласно которому все институты органически связанны с законодательством и в рамках единой правовой системы выполняют свои регулятивные функции. Механизм конституционно — правового регулирования состоял в том, чтобы зафиксированные в Конституции общие принципы воплощались в нормах, а затем непременно реализовывались в процессе правоприменения.

 

Конституция Кыргызской Республики 1993 года в период ее принятия служила в определенной мере моделью будущего правового развития Кыргызстана. За весь период действия основного закона накоплен серьезный опыт конституционного строительства, раскрыты возможности воплощения в жизнь установленных Конституцией Кыргызстана демократических принципов.

 

В условиях динамично развивающихся правоотношений потенциал Конституции имеет особое значение, к нему необходимо относиться с почтением оберегая текст основных положений Конституции Кыргызской Республики от необдуманного изменения их конституционного смысла. Конституционное развитие Кыргызской Республики является не столь длительным. Первая Конституция была принята в 1993 году, а затем в нее неоднократно вносились изменения и дополнения, а также она кардинально редактировалась. Ныне действующая Конституция Кыргызской Республики была принята всенародным голосованием в 2010 году.

 

Стабильность Конституции – важнейшее условие предсказуемости и устойчивости экономической, социальной и политической жизни страны. Необоснованные изменения, нестабильность, нарушения основного закона неизбежно приводит к тому, что вся система правил, по которым живет общество, подвергается сомнению и постепенно утрачивает свое значение.

 

Разумеется, фактический текст Конституции не всегда соответствует идеалу. Однако Конституция 1993 года впервые предусмотрела конституционный контроль как гарантию соблюдения Конституции.

 

В современном конституционном праве конституционный контроль понимается как особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативно-правовых актов конституции данной страны. Конституционный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства, без которого немыслимо поддержание конституционной законности, а значит и законности в целом. Он обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативно-правового акта, имеющего непосредственное, прямое действие. Эффективность конституционного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа – Конституционного суда.

 

Прошедшие годы показали, насколько своевременным было решение об учреждении в Кыргызской Республике Конституционного суда как абсолютно нового правового института для нашего молодого государства.

 

Деятельность данного института способствовала укреплению демократии и законности, положила начало отечественной конституционной юстиции. С его появлением был создан действенный механизм защиты Конституции. На деле впервые в нашей стране появился государственный орган, осуществляющий конституционный контроль над всей нормативно-правовой базой  государства.

 

Действующая Конституция Кыргызской Республики наряду с новыми изменениями в вопросах совершенствования судебной системы определила новые подходы  конституционного судопроизводства и правовое положение  Конституционной палаты.

 

Безусловно, все основные задачи и полномочия, которыми наделена Конституционная палата, направлены на охрану Конституции, обеспечение надлежащего соблюдения органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан.

 

Позиции, которые отстаивает Конституционная палата при обосновании своих решений, во многом влияют на общее развитие права в стране, способствуют повышению правовой культуры во всем нашем обществе.

 

В правовом государстве  решение органа конституционного контроля должно быть обязательным для всех органов и исполняться строго в соответствии с законом на всей территории государства.

 

В завершение выступления, выражаю надежду, что сегодняшнее мероприятие позволит перенять опыт других стран, создавая тем самым предпосылки для дальнейшего совершенствования работы в сфере конституционного судопроизводства.

 

Позвольте пожелать всем Вам успехов и плодотворной работы.

 

Спасибо за внимание.