Конституционная палата Кыргызстана совместно с Венецианской комиссией Совета Европы провела обмен мнениями
Эксперты Венецианской комиссии СЕ из Молдовы и Боснии и Герцеговины поделились опытом рассмотрения конституционности международных договоров с судьями и сотрудниками Конституционной палаты Верховного суда (КП ВС) КР.
Одной из функций Конституционной палаты ВС является рассмотрение вопросов соответствия международных договоров Конституции Кыргызстана, которые государство намерено ратифицировать. С момента основания КП в 2013 году еще не было прецедента экспертизы подобных договоров. Для судей и сотрудников Палаты такая задача только предстоит в будущем.
Чтобы разобрать и понять все необходимые аспекты подобной экспертизы, Венецианская комиссия Совета Европы по инициативе самой Конституционной палаты пригласила двух опытных специалистов-конституционалистов для обмена опытом, и получить ответы на интересующие вопросы.
По конституционному контролю международных договоров сделали презентации вице-президент Конституционного суда Боснии и Герцеговины, член Венецианской комиссии Златко Кнежевич и министр юстиции Республики Молдова, заместитель члена Венецианской комиссии Владимир Гросу. Такое мероприятие прошло в рамках проектов по поддержке деятельности Конституционной палаты совместно с Венецианской комиссией и ПРООН при финансовой поддержке Европейского Союза.
По словам Кнежевича, мир глобален, каждая страна, так или иначе, вовлечена в международные процессы, которые регулируются соответствующими договорами. Каждый договор налагает определенные права и обязательства, которые необходимо соблюдать, и зачастую появляется вопрос соответствия международных договоров национальной конституции.
«Поэтому в этом процессе на конституционные суды наложена большая ответственность, так как только они могут решить – следовать ли государству положениям международного договора или же нормам конституции», — сказал вице-президент Конституционного суда Боснии и Герцеговины Златко Кнежевич.
Эксперты разобрали разные ситуации из мировой практики, в том числе и на основе дел Турции, России, Балканских и западноевропейских государств на соответствие их законов и решений различным международным соглашениям.
К примеру, министр юстиции Молдовы Владимир Гросу на основе практики своей страны рассказал, что в его стране любой международный договор не может стоять выше конституции страны, но зачастую нормы в международных обязательствах и основном законе идентичны, особенно, что касается таких основополагающих положений, как права человека и доступ к справедливому правосудию. Более того, наш конституционный суд, при вынесении определенных решений, иногда наоборот ссылается на нормы международных договоров, таким образом заявляя, что иногда международные нормы имеют больший приоритет и местные законы надо гармонизировать с ними», — объяснил министр Молдавии Владимир Гросу.
Чинара Айдарбекова, судья-секретарь Конституционной палаты ВС КР сказала, что они впервые так широко обсуждают подобную тематику и им важно было обсудить этот вопрос с высокопрофессиональными экспертами, чтобы получить ясность в аспекте рассмотрения подобных дел.
«У нас еще такого прецедента не было, но нам это все предстоит делать в будущем. Мы уже получали 18 обращений с просьбой рассмотреть вопрос соответствия этих договоров Конституции КР, но все они были отклонены из-за их неправильного оформления\», — сказала Айдарбекова. – Но это не значит, что мы не готовы рассматривать эти дела – нет, готовы, но, видимо, нам необходимо провести определенную работу, чтобы объяснить и показать юристам госструктур, как правильно формулировать обращения на эту тематику».
Айдарбекова также добавила, что, возможно, Кыргызстан когда-то станет частью многоуровневой международной судебной системы, например, в рамках Евразийского пространства, и тогда Конституционной палате придется изучать опыт европейских государств, так как у них такая система уже давно успешно работает – например, в рамках Европейского суда по правам человека.
Судьи и сотрудники Конституционной палаты ВС КР с интересом слушали экспертов Венецианской комиссии СЕ и активно задавали свои вопросы по специфике своей работы.
Подобное же обсуждение, но в более общем плане прошло с участием широкого круга общественности, экспертов и представителей государственных структур 8 октября.