Меню навигации+

Пресс — релиз по делу о проверке конституционности подпунктов «б», «в» и «г» пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса Кыргызской Республики

13.02.2019

Конституционная палата 13 февраля 2019 года рассмотрела дело о проверке конституционности подпунктов «б», «в» и «г» пункта 11 статьи 1 Земельного кодекса, которыми определены признаки отнесения юридического лица к иностранным, и признала оспариваемые нормы не противоречащими Конституции.

 

Свое решение Конституционная палата обосновала следующими выводами.

 

Понятие иностранного юридического лица, данное в Земельном кодексе Кыргызской Республики, является более широким и включает в себя не только юридическое лицо, созданное и зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, но и юридическое лицо, зарегистрированное в Кыргызской Республике с иностранным участием. То есть – юридическое лицо, принадлежащее полностью одному или более иностранным физическим или юридическим лицам; контролируемое или управляемое одним или более иностранными физическими или юридическими лицами посредством: письменного контракта, права реализовать большинство голосующих акций, права назначать большинство членов исполнительного или наблюдательного органа; не менее двадцати процентов уставного капитала которого принадлежит иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства; созданное на основе межгосударственного договора или соглашения.

 

Вышеперечисленные признаки иностранного юридического лица основаны на критерии контроля, являющегося материально-правовым критерием определения национальности юридического лица, позволяющим определить, какому государству принадлежит и служит юридическое лицо, а также какому государству относятся владельцы, участники, управляющие лица конкретного юридического лица, учрежденного на территории Кыргызской Республики. Критерий контроля широко применяется в международной практике и имплементируется государствами в свои национальные правовые системы, чтобы эффективнее определять национальность юридических лиц и защищать свои интересы ввиду особенности объекта собственности.

 

Введение законодателем признаков иностранного юридического лица в земельное законодательство в дополнение к признаку инкорпорации, закрепленного в гражданском законодательстве, которое основано на личном законе юридического лица, обусловлено значимостью объекта правоотношений, где земля является основой жизни и деятельности народа Кыргызстана и находится под особой охраной государства.

 

В связи с чем, ограничения права собственности на земельные участки юридическим лицам, подпадающим под понятие иностранного юридического лица, определенное оспариваемыми нормами, установлены в целях защиты национальной безопасности, направлены на предотвращение угрозы нарушения территориальной целостности государства и являются соразмерными.

 

Вместе с тем, запрет иметь в собственности земельные участки для иностранных юридических лиц не ограничивает их в праве временного пользования земельными участками для осуществления экономической или иной деятельности не запрещенной законами.

 

Учитывая, что поставленный в обращении вопрос касается перехода в собственность залогового имущества, являющегося объектом рекреации, банку, который подпадает под понятие иностранного юридического лица в соответствии с Земельным кодексом, Конституционная палата отметила о наличии пробела в правовом регулировании оформления права временного обладания объектом рекреации финансово-кредитным учреждением, до его отчуждения в сроки и порядке, установленные законодательством Кыргызской Республики.