Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», в связи с обращением Токтакунова Н.А.

03.10.2018

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики 3 октября 2018 года рассмотрела дело о проверке конституционности статьи 12 Закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» и вынесла решение, что оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 16 Конституции КР в той мере в какой эта норма не предусматривает процедуру привлечения к ответственности экс-президента за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Кыргызской Республики.

 

Оспариваемая норма регламентировала вопросы неприкосновенности экс-президента Кыргызской Республики.

 

Своё решение Конституционная палата обосновала следующими выводами.

 

Одним из неотъемлемых принципов правового государства является принцип равенства всех перед законом и судом (часть 3 статьи 16 Конституции).
В тоже время Конституция допускает некоторое отступление от принципа равенства в целях выполнения конституционно значимых задач, затрагивающих публичные интересы.
Такое отступление возможно в связи необходимостью предоставления правового иммунитета отдельным должностным лицам, обладающим конституционно-правовым статусом и выполняющим государственно значимые функции.

 

Глава государства соответственно его конституционно-правовому статусу наделен таким объемом полномочий, который обеспечивает единство и устойчивость системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
В связи с чем, в силу содержания и характера задач, возложенных на главу государства, Конституция предоставила ему правовой иммунитет посредством установления особого порядка привлечения его к ответственности.

 

В условиях демократического государства, имеющего свойство легитимной смены власти путем выборов, а также учитывая ограничение, в виде запрета на избрание одного и того же лица Президентом дважды, правовой иммунитет экс-президента является важнейшим правостимулирующим средством, побуждающим положительную мотивацию к соответствующему поведению, способному обеспечить эффективное и независимое от внешних факторов выполнение возложенных на него функций во время исполнения обязанностей Президента.

 

Неприкосновенность экс-президента является логическим продолжением и неотъемлемым элементом конституционных положений по предоставлению правовых гарантий действующему главе государства. Поэтому, предоставление правового иммунитета лицу, прекратившему полномочия Президента, установленные статьей 12 Закона «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», выступает в качестве правового инструмента в обеспечении эффективного функционирования института президентства и не противоречит Конституции Кыргызской Республики.

 

Конституционная палата также отметила, что правовой иммунитет экс-президента должен иметь конкретные правовые рамки, а итоговое решение о его преодолении, независимо от предварительных процедур, должно быть не менее сложным, чем принятие решения об отрешении от должности действующего Президента, иначе рассматриваемый правовой механизм утратит свое первоначальное предназначение, заключающееся в выполнении публичной, конституционно значимой задачи по обеспечению деятельности Президента.

 

В этой связи, Конституционная палата, признавая оспариваемую норму неконституционной, в части отсутствия процедуры преодоления неприкосновенности экс-президента, поручила Правительству инициировать изменения в Закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики», исходя из правовой позиции, выраженной в мотивировочной части принятого решения.