Меню навигации+

Пресс-релиз по делу о проверке конституционности нормативного положения части 3 статьи 77 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, выраженного словами «Постановление и отделенные от основного производства материалы, помещаются в опечатанный конверт, который в дальнейшем хранится в органе, расследовавшем уголовное дело, и с содержимым которого, кроме следователя, могут ознакомиться прокурор и суд»

18 октября 2023 года, Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности нормативного положения части 3 статьи 77 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, выраженного словами «Постановление и отделенные от основного производства материалы помещаются в опечатанный конверт, который в дальнейшем хранится в органе, расследовавшем уголовное дело, и с содержимым которого, кроме следователя, могут ознакомиться прокурор и суд» и признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции.

 

Орган конституционного контроля в своём решении отметил, что обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства является важным элементом гарантий правосудия и имеет целью достижение одной из основных его задач — защиту прав и свобод всех лиц, участвующих в уголовном процессе. Эта конституционная обязанность возложена на государство и направлена на защиту как общественных, так и частных интересов.

 

Так, одним из защитных механизмов, установленных законодателем для обеспечения безопасности свидетелей в уголовном процессе, является придание конфиденциальности информации о них посредством присвоения псевдонима и ограничения доступа к ней. Эта мера осуществляется путем изъятия из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и их хранения отдельно от основного производства. Решение о сохранении в тайне данных о личности принимается следователем и оформляется постановлением, доступ к которому, помимо следователя, имеют прокурор и суд.

 

В случае несогласия, стороне защиты предоставляется право обжалования такого решения прокурору. Прокурор, помимо уголовного преследования, надзирает за правоохранительными органами, обеспечивая верховенство закона и гарантируя законное применение средств конфиденциальности.

Суд, исполняя свою функцию правосудия, оценивает доказательства, включая конфиденциальные данные, с учетом их относимости, допустимости и достоверности.

 

В связи с этим, при законодательно установленных процедурах, обеспечивающих прокурорский надзор за законностью и обоснованностью в досудебном производстве решения следователя об ограничении доступа к информации о лице, находящемся под защитой, а также правомочие суда на непосредственное изучение и оценку конфиденциальных материалов, Конституционный суд не усматривает нарушение конституционного права каждого на судебную защиту, на справедливое разрешение дела независимым и беспристрастным судом.

При этом, Конституционный суд отмечает, что оспариваемая норма в вопросе доступа к конфиденциальной информации в полной мере не предоставляет стороне защиты тех же процессуальных возможностей, что и стороне обвинения. Однако, учитывая значимость и приоритетность обеспечения безопасности граждан, охраны и защиты их прав и законных интересов с точки зрения Конституции, в том числе, в рамках уголовного судопроизводства, осуществление вышеуказанными субъектами своих процессуальных обязанностей позволяет создать достаточные условия для уравнивания процессуальных возможностей стороны обвинения и стороны защиты, не нарушая конституционный принцип равноправия и состязательности сторон.