Меню навигации+

О проверке конституционности частей 1, 4, 7 статьи 32, части 1 статьи 35, части 1 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах»

19 ноября 2013 года Конституционная палата Верховного Суда Кыргызской Республики в открытом заседании рассмотрела дело о проверке конституционности частей 1, 4, 7 статьи 32, части 1 статьи 35, части 1 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» на соответствие части 1 статьи 32, части 2 статьи 56 Конституции Кыргызской Республики.

 

Поводом для рассмотрения дела послужили запросы судебной коллегии по уголовным  делам и делам об административных правонарушениях Верховного суда Кыргызской Республики по уголовным делам по обвинению Абасканова К.А., Дребот О.О., Жусупова Э.Б.,  Исмаилова А.С., Култасова А.В., Осмонбекова Т.А., Раскина М.В., Сатаева Н.С., Сооронбаева М.К., Турдалиева С.Т., по запросу судьи Первомайского районного суда г. Бишкек А. Молдобаева по обвинению Эркинова А.Э., по запросу судьи Первомайского районного суда г. Бишкек А. Субанкулова по обвинению Аттокур уулу Амантура, по запросу судьи Жайылского районного суда Чуйской области Ч. Асановой по обвинению Полосухина Н.А. в совершении преступления предусмотренного частью 2 статьи 351 Уголовного кодекса, для решения конституционности частей 1, 4, 7 статьи 32, части 1 статьи 35, части 1 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» на соответствие части 1 статьи 32, части 2 статьи 56 Конституции Кыргызской Республики.  

 

История вопроса

Вопросы, касающиеся воинской обязанности, военной и альтернативной служб в целях реализации гражданами Кыргызской Республики конституционного долга и обязанности по защите Отечества регламентируются Законом «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах». Так, согласно статье 1 указанного Закона альтернативная служба — это вид службы, предоставляемый гражданам Кыргызской Республики взамен срочной военной службы, с учетом их возраста, религиозных убеждений, семейного положения, наличия судимости или состояния здоровья.

 

Кроме того, согласно частям 2, 4, 7 статьи 32 обозначенного Закона также предусмотрено, что гражданин мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет, не имеющий права на отсрочку от призыва либо утративший право на отсрочку от призыва, не прошедший срочную военную службу подлежит призыву на альтернативную службу, если он является членом зарегистрированной религиозной организации, вероучение которой не допускает пользование оружием и службу в Вооруженных Силах. Вместе с тем, прохождение альтернативной службы предусматривает внесение служащими альтернативной службы денежного взноса в размере 180 расчетных показателей на специальный счет уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны, через районные (городские) военные комиссариаты по месту призыва. Денежные средства, поступающие от граждан, призванных на альтернативную службу, направляются на проведение учебных сборов, совершенствование учебно-материальной базы, повышение социальной защищенности военнослужащих, поощрение военнослужащих и представительские расходы. При этом, после окончания альтернативной службы и выплаты всей суммы гражданин ставится на учет военнообязанных второй категории и зачисляется в запас.

 

Кроме того, частью 1 статьи 35 Закона «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» предусмотрено, что лицами, зачисленными в запас, считаются уволенные с альтернативной службы с зачислением в запас. Также согласно части 1 статьи 36 обозначенного Закона запас Вооруженных Сил Кыргызской Республики делится на две категории - первую и вторую. К запасу первой категории относятся военнообязанные, прослужившие на военной службе не менее одного года. К запасу второй категории относятся военнообязанные, не прошедшие срочную военную службу. Военнообязанные, принятые на учет запаса второй категории и зачисленные в мобилизационный резерв, после прохождения ими военных сборов подлежат переводу на учет запаса первой категории.  

 

Позиция сторон  

Согласно запросам судей существуют сомнения относительно конституционности частей 1, 4, 7 статьи 32, части 1 статьи 35, части 1 статьи 36 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах», которые не соответствуют части 1 статьи 32, части 2 статьи 56 Конституции Кыргызской Республики, поскольку ограничивают право граждан на свободу вероисповедания. По мнению стороны- ответчика (Жогорку Кенеш Кыргызской Республики) оспариваемые нормы не противоречат Конституции.  

Позиция Конституционной палаты

Согласно статье 56 Конституции защита Отечества является священным долгом и обязанностью граждан. В соответствии с Конституцией основания и порядок освобождения граждан от несения воинской службы или замены ее альтернативной (вневойсковой) службой устанавливаются Законом «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах». Вместе с тем, поскольку защита отечества является священным долгом и обязанностью граждан, государство должно создавать соответствующие условия для его реализации. В этой связи, в Уголовном кодексе была закреплена ответственность за уклонение от прохождения воинской службы. Кроме того, Закон «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» не отвечает требованиям прохождения гражданской альтернативной службы, поскольку предусматривает внесение служащими альтернативной службы денежного взноса в размере 180 расчетных показателей на специальный счет уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны.

 

Цели и характер альтернативной службы имеющей последствия, как воинской службы, не в полной мере отвечает убеждениям граждан, исповедующих вероучения, основанных на миролюбии и миростроительстве. В соответствие со статьей 32 Конституции каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания.

 

Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. При этом, частью 3 статьи 20 Конституции предусмотрено, что законом не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией. Международным пактом о гражданских и политических правах было признано право на отказ от прохождения воинской службы по мотивам совести и убеждений человека. Согласно статье 18 указанного Пакта каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

 

Принимая во внимание изложенное, Конституционная палата решила, что абзац первый части 4, часть 7 статьи 32, часть 1 статьи 35 противоречат Конституции. Также Конституционная палата указала законодателю, что надлежащие изменения должны быть внесены в вышеуказанный Закон незамедлительно.  

 

 

Председательствовал в процессе КАСЫМАЛИЕВ Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик Осмонова Чолпон Омоковна