Меню навигации+

О проверке конституционности первого предложения части 3 статьи 3 ЗКР «О статусе депутатов местных кенешей»

10 июня 2015 года Конституционная палата рассмотрела дело о проверке конституционности первого предложения части 3 статьи 3 ЗКР «О статусе депутатов местных кенешей», предусматривающего отзыв местным кенешем депутата местного кенеша за систематическое отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша более четырех раз подряд, а так же за неисполнение решений и поручений местного кенеша.

 

Так, в Конституционную палату обратились граждане Осмонбаев Б.К., Осмоналиева А.М., Суталинова Г.А. о признании вышеуказанной нормы противоречащей Конституции, считая, возможность инициирования отзыва депутата местного кенеша без уважительных причин на сессиях местного кенеша, а также неисполнение решений и поручений местного кенеша, нарушают основополагающие конституционные принципы народовластия. По мнению субъектов обращения, право отзыва должно принадлежать исключительно избирателям, проживающим на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

 

В подтверждение своих доводов, субъекты обращения ссылаются на фактические обстоятельства, свидетельствующие о досрочном прекращении полномочий депутата Джусубалиевой А. К. постановлением Орокского айыльного кенеша Сокулукского района Чуйской области. Формальным поводом для прекращения полномочий послужило неисполнение Джусубалиевой А. К. решения Орокского айыльного кенеша, а правовым основанием оспариваемая заявителями часть 3 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей».

 

Конституционная палата, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

 

Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция КР гарантирует право и реальную возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через систему органов местного самоуправления (части 1, 3 статьи 110, статья 111).

 

Посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления - местные кенеши, через деятельность которых обеспечивается представительное участие местного сообщества в осуществлении местного самоуправления (статья 7 ЗКР «О местном самоуправлении»).

 

Представительная природа конституционно-правового статуса депутата местного кенеша предполагает его ответственность за эффективное осуществление деятельности по выражению интересов местного сообщества и должное исполнение депутатских полномочий. В противном случае вопреки государственным и общественным интересам формальное и халатное исполнение депутатских полномочий освобождало бы народных представителей от ответственности.

 

Оспариваемая норма предусматривает право местного кенеша большинством голосов от общего числа депутатов возбуждать вопрос об отзыве депутата соответствующего кенеша за систематическое отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша более четырех раз подряд, а также за неисполнение решений и поручений местного кенеша.

 

Институт отзыва является специфическим институтом народовластия, представляющий собой форму ответственности выборного лица перед населением, содержанием которого является возможность досрочного прекращения полномочий выборного лица по воле избирателей. Отзыв депутата тесно связан с выражением воли избирателей и считается формой прямой демократии. Как правило, основаниями отзыва депутата является в целом утрата доверия избирателей вследствие невыполнения выборным лицом возложенных на него полномочий. Следовательно, субъектами реализации отзыва, в том числе процедуры его инициирования, являются исключительно избиратели. Само по себе сущностное содержание института отзыва предполагает, что отзыв депутата должен осуществляться в процедурах, наиболее приближенных к выборам. Тем самым обеспечивается реализация конституционного принципа народного суверенитета и опосредуемого им права граждан на осуществление местного самоуправления.

 

Исходя из этого, предоставление законодателем местному кенешу права возбуждения вопроса об отзыве депутата местного кенеша противоречит основополагающим конституционным принципам народовластия.

 

В связи с принятым решением Жогорку Кенешу КР следует внести соответствующие изменения и дополнения, вытекающие из требований Конституции и принятого решения.