Меню навигации+

О проверке конституционности нормативного положения части 11 статьи 22 КЗ КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

27 ноября 2015 года Конституционная палата, рассмотрев дело о проверке конституционности нормативного положения части 11 статьи 22 КЗ КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» устанавливающего, что в период избирательной кампании граждане КР вправе вести предвыборную агитацию, требующую финансирования, только по согласованию с кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, и через их избирательные фонды, вынесла решение о конституционности оспариваемых норм.

 

Так, в Конституционную палату обратились граждане Осмоналиева А. М., Осмонбаев Б. К., Суталинова Г.А., по мнению которых оспариваемые нормы предполагают запрет на проведение гражданами лично предвыборной агитации, направленной против всех включенных в избирательный бюллетень кандидатов, за счет собственных денежных средств, и тем самым противоречит частям 1, 2, 3 статьи 31, части 1 статьи 33 Конституции КР.

 

Обосновывая конституционность оспариваемой нормы, Конституционная палата отметила, что избирательная система КР строится на основе равенства избирательных прав граждан, принципах законности, прозрачности, доступности, гласности и достоверности, а также защиты прав и свобод граждан. Эти принципы пронизывают все стадии организации выборов, в том числе в ходе подготовки выборов, предвыборной агитации и проведения выборов Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР.

 

Нормативное регулирование оспариваемого нормативного положения направлено на упорядочение агитационной деятельности кандидата или политической партии, выдвинувшей список кандидатов, в период избирательной кампании, требующей финансирования за счет избирательного фонда. Это связано с сущностью агитационного процесса и необходимостью установления единых правил поведения, распространяющихся на всех участников предвыборной агитационной кампании, исключающих различного рода произвольные действия, способные привести к нарушению принципов избирательной системы, и касаются исключительно зарегистрированных кандидатов.

 

Соответственно, проведение гражданами предвыборной агитации против всех кандидатов выходит за пределы правового регулирования оспариваемого нормативного положения. Поэтому доводы обращающейся стороны о том, что оспариваемое нормативное положение содержит запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, не состоятельны.

 

Отсутствие соответствующего правового регулирования порядка предвыборной агитации против всех кандидатов не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного положения противоречащим Конституции КР.

 

Правоотношения, связанные с предвыборной агитацией против всех, требуют отдельного правового регулирования, поскольку являются производным от признаваемой законодателем возможности избирателей выразить свою волю путем заполнения графы «против всех» в избирательном бюллетене. Законодатель, избирая те или иные формы регулирования, связанные с реализацией права на предвыборную агитацию, должен исходить из необходимости достижения объективного результата выборов и формирования на этой основе легитимных представительных органов публичной власти.

 

 

Председательствующий на заседании              Касымалиев Мукамбет Шадыканович

Судья-докладчик                                                      Нарынбекова Айсалкын Омуралиевна