О проверке конституционности абзаца 2 части 1 статьи 14 Закона КР «О местной государственной администрации»
Гражданин Кыргызской Республики, совершивший тяжкое и особо тяжкое преступление, преступление против государственной власти, имеющий судимость за совершение преступления, независимо от того, погашена она или снята, не может быть акимом.
Такое решение приняла 27 января Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики, рассмотрев ходатайство гражданина Жусупбекова Н. и его представителя по доверенности Исмаилова Ж.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» не может быть акимом гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, независимо от того, погашена или снята судимость. Обращающиеся указали, что данная правовая норма была принята как отменяющая или умаляющая права и свободы человека и гражданина, и не предоставляющая равные права и равные возможности при поступлении на государственную должность и продвижении в должности. Поэтому просили признать данное положение закона противоречащей Конституции.
Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно Закону Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» аким является главным государственным должностным лицом на территории района и несет персональную ответственность перед Правительством за социально-экономическое развитие района.
Одним из видов трудовой деятельности граждан является государственная служба. Принцип равенства в сфере государственной службы предоставляет гражданам равные права и равные возможности при поступлении на государственную должность.
Однако принцип равных возможностей не исключает особого подхода к правовому регулированию профессиональной деятельности государственных служащих. Установление таких особенностей в правовом регулировании служебных отношений государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы с целью поддержания ее высокого уровня, специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности на государственной должности. Суть этих особенностей состоит в том, что они, по сравнению с другими сферами трудовой деятельности, закрепляют особые требования к государственным должностям, устанавливают для них определенного рода ограничения.
Согласно Конституции право граждан на государственную службу может быть ограничено законом. Такие ограничения применяются в той мере, в какой это необходимо в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.
Конституционная палата, в отдельных своих решениях высказывает позицию, что «для устойчивости основ конституционного строя государство всегда нуждается в эффективных правовых механизмах, которые должны оградить его от злоупотреблений и криминализации публичной власти. Создавая соответствующие правовые механизмы, законодатель вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности. Такие требования устанавливаются для того, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах, чтобы у граждан не возникали сомнения в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти. В связи с чем, законодатель, рассматривая криминализацию власти как угрозу национальной безопасности, вправе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения права граждан на государственную службу».
Ограничение права граждан совершивших преступления занимать должности акима — главной государственной должности на территории района, оправдано как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти. Такая мера преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, предупреждения криминализации власти.
Однако, устанавливая особые правила допуска к должности акима и ограничивая тем самым право граждан на государственную службу, законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов. А также соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности, которые выступают в качестве конституционных критериев оценки законодательного регулирования прав и свобод, используя при этом не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры.
Оспариваемое положение Закона Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» было принято без учета характера, общественной опасности, тяжести совершенного гражданином преступления, назначенного наказания и пройденного времени после совершения преступления.
В связи с чем, законодатель, с учетом характера преступлений и степени общественной опасности, должен пересмотреть данную норму в отношении граждан совершивших преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления.
Председательствующий Касымалиев Мукамбет Шадыканович
Судья-докладчик Осмонова Чолпон Омоковна